Поделиться

    Демократия без показухи

    Депутаты парламента Ленобласти уделяют основное внимание социальной сфере
    Доходы бюджета Ленинградской области на 2023 год запланированы на уровне 171 миллиарда рублей. Дефицит будет равен 11,7 миллиарда рублей, то есть 7,6 процента к уровню собственных доходов. На что регион тратит деньги в первую очередь и в чем заключается основная задача органа законодательной власти, корреспонденту "РГ" рассказал председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин.
    Сергей Бебенин: То, что доходы бюджета перекрывают все прогнозы, — это результат постоянной работы.
    Сергей Бебенин: То, что доходы бюджета перекрывают все прогнозы, — это результат постоянной работы. / Святослав Акимов/РГ

    Сергей Михайлович, удается ли сохранить социальную направленность бюджета? Какие статьи расходов самые большие?

    Сергей Бебенин: Несмотря на все обстоятельства и дополнительные расходы, связанные с новыми российским территориями, прогноз по доходам бюджета благоприятный. В целом прогноз налоговых поступлений ожидается не ниже уровня текущего года - 153,4 миллиарда рублей. Важным фактором является изменение федерального налогового законодательства в части прекращения с 1 января 2023 года деятельности консолидированных групп налогоплательщиков, что для Ленинградской области приведет к существенным потерям доходной части областного бюджета, поскольку КГН занимали около 40 процентов в массе налога на прибыль организаций. Неопределенность доходных источников связана в том числе с ростом инфляции и введением механизма единого налогового платежа.

    В 2023 году около 60 процентов расходов бюджета будет направлено на социальную сферу, 750 миллионов рублей будет направлено на развитие Енакиево в ДНР.?Несмотря ни на что, все принятые на себя обязательства перед жителями мы выполняем и будем выполнять в стопроцентном объеме. В бюджете предусмотрены средства на ремонт дорог, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию учреждений здравоохранения, реновацию школ и детских садов.

    Однако могу отметить, что каждый год, принимая бюджет, мы закладываем средства на основе прогноза, который дают специалисты. А то, что в итоге доходы бюджета перекрывают все прогнозы, - это результат постоянной работы.

    Плюс мы системно работаем с федеральными субсидиями. Традиционно значительные суммы выделяются на проект "Безопасные дороги" - но мы можем выполнять большие объемы, чем выделяется финансирование. Лично моя головная боль как депутата от Подпорожского района - мост через Свирь. На него необходимо 2,3-2,5 миллиарда рублей, ведем переговоры на федеральном уровне о выделении средств. В рамках Дней Ленинградской области в Совете Федерации это предложение уже было одобрено.

    Какие меры поддержки мобилизованным в Ленинградской области приобретают силу закона? Откуда на это приходится брать средства?

    Сергей Бебенин: У нас есть целый ряд мер социальной поддержки для семей, чьи мужчины сейчас находятся в зоне специальной военной операции. Среди последних хочу особо отметить бесплатное первоочередное выделение земли для строительства жилья на территориях муниципальных образований - с электричеством и дорогами. Не секрет, что иногда муниципалитеты стараются выделить не слишком удобные варианты.

    На рассмотрении находится проект областного закона о внесении изменений в областной закон "О транспортном налоге". Он предусматривает, что мобилизованные граждане, а также те, кто проходит службу по контракту и добровольцы, участвующие в проведении специальной военной операции, члены их семей освобождаются от уплаты транспортного налога - за одно транспортное средство, в том числе мотоцикл, мотороллер, катер, моторную лодку или другое водное транспортное средство.

    В целом, подчеркну, комплекс мер социальной поддержки в Ленинградской области только растет. Хотя уже есть мнения, что ее нужно предоставлять не по категориям, а персонально - тем, кому реально нужна помощь. Это главное нововведение - более точная адресация.

    Какие законы, принятые ЗАКСом, в ближайшее время вступят в силу?

    Сергей Бебенин: Например, важна законодательная инициатива о внесении изменений в областной закон "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области". Если у работодателя больше ста сотрудников, то квота составит три процента среднесписочной численности штата. Если же работников от 35 до 100, то лимит на прием инвалидов определен в один процент. Принят также законопроект о внесении изменения в областной закон "Об образовании в Ленинградской области", которым предлагается создать специальные условия для профессионального обучения или переподготовки лиц, ставших инвалидами при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины.

    С 1 января 2023 года вступают в силу некоторые положения в областное законодательство, где прописаны случаи, когда отходы, образующиеся на территории Ленинградской области или ввезенные на нашу территорию, не подлежат захоронению на территории Ленинградской области. Это связано с сохранением природы 47-го региона и туристического потенциала.

    В новом созыве депутатский корпус серьезно обновился. Как вам работается с молодыми коллегами?

    Сергей Бебенин: В каждом созыве есть и шоумены, и те, кто хочет реально работать. Вот у нас есть два депутата, которые уже 25 лет избираются. Значит, люди им верят. Значит, они не болтуны.

    Недавно в Мурманске состоялось заседание Президиума и Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, на которой коллеги поддержали ряд инициатив областного парламента. Что там обсуждалось?

    Сергей Бебенин: В первую очередь мы решили максимально уйти от проверок - кроме тех, где ситуация связана с угрозой жизни и здоровью. Идти надо по пути доверия.

    И поддержали инициативу Парламентской Ассоциации Северо-Запада России обратиться к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с тем, чтобы минимизировать случаи мошенничества при предоставлении гражданам микрозаймов.

    Мы выявили несколько системных проблем. Сегодняшние условия позволяют манипулировать, потому что не нужно личное присутствие, нужны заявка и копия паспорта. Этим пользуются мошенники. Мы считаем, что будет правильно, если будут внесены изменения в законодательство и выдача кредитов будет происходить при личном присутствии людей.

    В 2023 году около 60 процентов расходов бюджета будет направлено на социальную сферу

    Еще одна инициатива областного парламента - обращение к Мишустину по вопросу включения Ленинградской области в число регионов, где проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". С учетом активного агломерационного процесса, охватывающего Санкт-Петербург и Ленинградскую область, эффективное совместное развитие двух регионов требует синхронизации налогового законодательства. Единообразие применяемых налоговых режимов позволит обеспечить единство проводимой регионами налоговой политики и будет способствовать экономической интеграции двух субъектов.

    Введение новой системы налогообложения имеет ряд несомненных плюсов для налогоплательщиков Ленинградской области: значительное упрощение ведения налогового учета, сокращение административных расходов, создание наиболее благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого бизнеса.

    Еще хочу напомнить, что при Законодательном собрании Ленинградской области существует Совет представительных органов муниципальных образований региона. Потому что муниципалитеты - это важная ветвь власти, но у нее не всегда хватает полномочий. Например, районы не могут обеспечивать работу больниц и ФАПов, если у них потребности в 1,5 миллиона, а зарабатывают 300-500 тысяч. Поэтому эти полномочия переданы на уровень региона, в комитет по здравоохранению. Демократию без показухи нужно реализовывать - какие-то вопросы решать сообща, какие-то - сверху.

    Расходы и доходы - основа всего. Но для этого нужно максимально обеспечить потребности. Самый правильный вариант - это деньги старосте. Скажем, на 100 тысяч можно колодец отремонтировать или крыльцо в библиотеке. А если два муниципалитета скидываются - могут уже больше себе позволить. Мы же не зря проводим публичные слушания - мы хотим слышать, что людям действительно нужно.

    Какие инициативы Законодательное собрание Ленинградской области готовит для вынесения на федеральный уровень?

    Сергей Бебенин: В 2022 году Законодательным собранием направлено 12 законодательных инициатив по внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов и поправок к проектам федеральных законов. В настоящее время на стадии рассмотрения находится три социально значимых законодательных инициативы, касающихся совершенствования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Отправили на федеральный уровень законодательную инициативу, чтобы решить действительно острую проблему детей-сирот с ментальными нарушениями. Таким ребятам государство выделяет квартиры, а мебель и весь быт они должны организовать сами. Но в силу ограниченных возможностей здоровья и отсутствия опыта распоряжения денежными средствами они этого сделать не могут. Директор Мультицентра Ирина Дрозденко в ходе работы неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда выпускники ресурсных центров становятся жертвами мошенников, и обратила внимание депутатов Заксобрания на сложившуюся ситуацию.

    Мы предлагаем закрепить на федеральном уровне институт имущественного капитала, целевым назначением которого будет приобретение товаров и услуг для благоустройства жилья детей-сирот.

    Также мы внесли предложения, которые вошли в проект решения Совета законодателей, прошедшего по вопросу работы регионов в новых условиях и поддержке бизнеса. Это дополнительная помощь микро-, малому и среднему бизнесу в части уменьшения налогов, изменения критериев отнесения к категориям, имеющим право на льготы. Часть инициатив касалась содействия развитию массового туризма.