21.09.2020 19:40
    Поделиться

    Гурвич: Бюджет на новую трехлетку один из самых трудных за последние годы

    Бюджет на новую трехлетку - во всех отношениях один из самых трудных за последние 20 лет. Пандемия, как буря, сбила экономические корабли всех стран мира с прежнего курса и разбросала их в разные стороны. В силу этого первый закон о бюджете, принимаемый в условиях новой реальности, не может, как часто бывало, просто следовать проторенным путем.
    Владимир Гердо/ТАСС

    Радикально изменилось все: одновременно резко упали доходы, появилась острая потребность в масштабных новых расходах, вдобавок серьезно обострилась проблема источников финансирования бюджетного дефицита. Все это привело к неслыханному изменению параметров бюджетной политики.

    Текущий кризис стал настоящим "краш-тестом" для разных моделей бюджетной политики. Страны, сильнее всего затронутые пандемией, можно разделить на несколько категорий. Практически все наиболее развитые страны направили беспрецедентные суммы на поддержку экономики и населения. В результате средний по этой группе стран бюджетный дефицит, по данным МВФ, по итогам 2020 года вырастет почти в пять раз (с 3,5% в 2010-е годы до 16,6% ВВП в 2020 году). Остальные страны разделились: некоторые также реализовали огромные антикризисные пакеты ценой огромного бюджетного дефицита, который оценивается на текущий год в 16% ВВП для Бразилии и 15% ВВП для ЮАР. Другие страны - как, например, Мексика - выбрали более осторожную политику, оставив размеры дефицита умеренными. Многие эксперты доказывали, что российскому правительству необходимо значительно увеличить масштабы антикризисных расходов, чтобы избежать коллапса экономики, резкого взлета безработицы и глубокого падения уровня жизни. Оборотная сторона этого подхода - подрыв доверия инвесторов и отвлечение их ресурсов на финансирование бюджетного дефицита вместо капиталовложений.

    Правительство выбрало компромиссный вариант: было решено полностью компенсировать потерю бюджетных доходов и увеличить расходы, однако не столь сильно, как в развитых странах или Бразилии с ЮАР. В итоге дефицит российской бюджетной системы в нынешнем году, вероятно, не превысит 5% ВВП, а госдолг хоть и увеличится (до 19% ВВП), но останется намного ниже, чем, например, у любой другой страны G20.

    Госдолг РФ хоть и увеличится до 19% ВВП, но останется намного ниже, чем у любой другой страны "Большой двадцатки"

    Несмотря на меньший по сравнению с другими странами объем антикризисных расходов, спад ВВП в России в текущем году будет относительно невысоким. Правительство оценивает его в 3,9%, тогда как по прогнозам МВФ мировая экономика потеряет 4,9%, США - 8%, еврозона - более 10%. Умеренным оказалось и повышение безработицы (лишь на два п.п.). Таким образом, выбранная правительством макроэкономическая политика оказалась вполне эффективной.

    Относительно следующих трех лет мнения экспертов вновь разделились: одни доказывают, что главная задача - восстановление экономической активности, и для этого необходимо сохранять максимально мягкую бюджетную политику. Другие считают, что мы не имеем возможности долгое время поддерживать большой бюджетный дефицит. Действительно, необходимо учитывать, что ситуация будет оставаться сложной и неопределенной. Во-первых, сразу много факторов будут определять относительно низкий уровень поступлений в бюджет. Правительство прогнозирует, что уже начиная с 2021 года темпы роста ВВП будут близки к тем уровням, которые ожидались до пандемии. Однако это не позволит наверстать потери производства, понесенные в нынешнем году, когда ВВП снизился вместо ожидаемого роста. В результате далее траектория ВВП пойдет примерно на 6 проц. ниже прежних прогнозов, а это означает потерю ненефтегазовых доходов в объеме примерно 1,5% ВВП. Далее бюджет несет большие потери нефтегазовых доходов в силу параллельного снижения цен на нефть и сокращения объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Западные санкции ограничивают возможности правительства проводить дополнительные заимствования. К этому необходимо добавить непредсказуемость как цен на нефть, так и дальнейшего развития пандемии и мировой экономики в ближайшие несколько лет, что означает необходимость поддерживать готовность к относительно пессимистическим сценариям. Все эти факторы, в сочетании с успешностью политики, проводимой в 2020 году, диктуют выбор в пользу сохранения осторожной бюджетной политики. Это подразумевает постепенное сокращение бюджетного дефицита с возвращением к тому же бюджетному правилу к 2022 году.

    Сокращение дефицита будет обеспечиваться постепенным ростом цен на нефть, смягчением ограничений на добычу нефти, восстановлением прибыли производителей и т.п. Однако основную роль сыграют активные меры правительства, лежащие как на стороне доходов, так и на стороне расходов. Первые включают завершение нефтегазового налогового маневра, повышение отдельных ненефтегазовых налогов (например, шкалы НДФЛ), меры, касающиеся налогового администрирования. Ко вторым относится планируемое сокращение незащищенных статей расходов по мере того, как восстановление экономической активности будет постепенно уменьшать потребность в поддержке экономики.

    Бюджетная система через два года вернется в обычный режим, создавая условия для перехода к "нормальной жизни" всей экономики

    В результате, достаточно успешно выполнив задачу защиты экономики от неожиданного шока, бюджетная система через два года вернется в обычный режим, создавая условия для перехода к "нормальной жизни" всей экономики и одновременно загодя укрепляя готовность на случай новых испытаний.

    Поделиться