21.12.2017 22:20
    Поделиться

    Уволенным морякам-черноморцам не отдали построенные для них квартиры

    Уволенные со службы моряки-черноморцы годами бьются за право иметь собственное жилье. Квартиры, построенные для них в Севастополе и выведенные из числа служебных, недавно вновь вернулись в распоряжение военного ведомства. Полученное 10-15 лет назад жилье невозможно продать, оставить в наследство, прописать членов семьи. А Верховный суд РФ и вовсе посчитал процедуру "расслужебливания" незаконной. Офицеры пишут во все инстанции и просят найти выход из юридического тупика.

    "Расслужебили" - и точка

    С 2002 года в Севастополе, где остался наш флот, правительством Москвы для российских военных были построены 18 многоквартирных домов. Квартиры сначала были служебными, в них селили офицеров Черноморского флота, нуждавшихся в жилье. А при увольнении жилплощадь "расслужебливали" - приказом командующего ЧФ выводили из числа служебных, что давало возможность в дальнейшем ее приватизировать через суд. Но на практике сделать это оказалось невозможно.

    Отставной офицер ЧФ Сергей Крыжановский рассказывает: стоял в очереди на улучшение жилищных условий с 1988 года, в 2003-м получил служебную жилплощадь в "московских" домах на улице Адмирала Фадеева, в 2007-м уволился. Как и всех, чьи квартиры "расслужебили", его исключили из очереди на обеспечение жильем, но договор соцнайма так и не заключили.

    - В 2012-м обратился за получением квартиры в собственность, но выяснилось, что жилье принадлежит субъекту РФ и оформить его нельзя, - говорит Крыжановский. - Решения гарнизонного суда о признании права собственности не выполнялись по пять-семь лет, так как не было механизма передачи. После возвращения Крыма в Россию нам говорили, что процесс будет ускорен, но вот уже три года ничего не меняется.

    Жители "московских" домов показывают толстенную переписку с чиновниками, которую ведут с середины 2000-х годов. Сейчас в их списках 294 человека, но это только те, кто проявил активность.

    - По приказам командующего флотом 1,5 тысячи человек прошли через процедуру "расслужебливания" в Севастополе в украинские годы, - продолжает Крыжановский. - Лишь немногие из них добились своего права через суды, часть пришли к нам, а некоторые до сих пор сидят на ровном киле и чего-то ждут.

    Тайный указ

    Дело в том, что эти квартиры до последнего оставались в собственности правительства Москвы и лишь в 2013 году, после многих обращений жильцов, были переданы Росимуществу (распоряжение правительства Москвы от 23.02.2013 N 401-РП). Затем Крым вернулся в Россию, и у черноморцев появилась надежда на скорое решение проблемы.

    В 2015 году правительство Севастополя, используя частично переданные ему полномочия Росимущества, издает распоряжение о передаче "московских" квартир в федеральную собственность и закреплении на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений (КТУИО)" Минобороны России (распоряжение правительства Севастополя N 501-РП от 16.06.2015). Текст самого распоряжения нигде не опубликован, но из отчета департамента имущественных и земельных отношений Севастополя за 2015 год известно, что 24 июня КТУИО были переданы 848 квартир, на 705 в том же году получены свидетельства о регистрации права федеральной собственности.

    Таким образом квартиры оказалась в хозяйственном ведении учреждения минобороны. Все бы ничего, да только на этих квадратных метрах к тому моменту полтора десятка лет жили люди, которые уже не служат в Вооруженных силах или вообще потеряли связь с минобороны. Что постановление касается их квартир, они узнали спустя месяцы из решений судов и переписки с чиновниками. "Передали, как деревню с крепостными", - иронизируют жильцы.

    Круг замкнулся

    Квартиры перешли к КТУИО якобы с целью их дальнейшей передачи уволенным со службы военным. И в 2016 году, казалось бы, процесс пошел - часть квартир, по которым ранее были получены решения судов, КТУИО передало в собственность бывшим военнослужащим и их семьям. Но оформить удалось, по сведениям военной прокуратуры, лишь 112 квартир. Остальные так и "зависли" на балансе КТУИО.

    - После возвращения в Россию органы минобороны, получившие в оперативное управление наши квартиры, отказались передать их нам в собственность по причине того, что нас исключили из списков нуждающихся, когда "расслужебили" это жилье, - говорят члены инициативной группы.

    Между тем, согласно постановлению правительства РФ N512 от 29.06.2011, военнослужащим, стоящим на жилищном учете, можно передавать непосредственно в собственность занимаемые ими служебные квартиры. Севастопольские отставники надеялись таким путем получить жилье, но тут их снова ждал отказ.

    - 512-е постановление нельзя применить к отношениям, которые возникли до него, - комментирует военный прокурор Дмитрий Свиридов. - Раньше проблема решалась в рамках судов, потому что не было законного механизма передачи квартир. Сейчас его точно так же нет.

    Суд не поможет

    Раз механизма не было, людей отправляли в суды, которые все предыдущие годы вставали на сторону жильцов и признавали право собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Однако в 2017 году Верховный суд РФ принял решение, которое всех повергло в ступор: командующий флотом не имел права распоряжаться квартирами, которые находились в собственности субъекта РФ - правительства Москвы (Определение Верховного суда РФ N117-КГ17-2 от 28.04.2017).

    Теперь все, кто обращаются в суды, получают отказы. Судебная лестница ведет в тупик.

    В военном ведомстве также не в восторге от принятого решения. Раз квартиры "расслужебили" неправильно, то и людей, получается, уволили незаконно. Что теперь, восстанавливать их на службе и выплачивать зарплаты за все прошедшие годы?

    - До 2013 года все суды вплоть до Верховного подтверждали, что командующий обладал правом распоряжаться квартирами, - подтверждает Дмитрий Свиридов. - Но последнее решение выбивается из сложившейся судебной практики.

    Могут отдать городу

    Начальник первого отдела Южного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (Южрегионжилье) Алексей Михайлов говорит, что единственный оставшийся вариант - передать квартиры правительству Севастополя. В уточненном списке, правда, только 238 квартир. Что будет с остальными - пока неизвестно.

    - Список направили в кадры флота, чтобы еще раз проверить эти фамилии на наличие оснований, - говорит Михайлов. - После этого он будет направлен в город для подготовки распоряжения.

    Теперь все, кто обращаются в суды, получают отказы. Судебная лестница ведет в никуда

    Но этот путь не самый лучший. Когда квартиры поступят в городской фонд, с жильцами сначала заключат договоры соцнайма. А для этого человек должен быть признан нуждающимся, то есть не иметь другого жилья. Но у жильцов "московских" домов за годы могло измениться семейное положение, кто-то купил другую недвижимость, вступил в наследство. Значит, заработанная на службе квартира им будет уже не положена.

    Поэтому офицеры просят передать им жилплощадь напрямую, а не через процедуру приватизации, которую сравнивают с "кругами ада". Во время визита в Севастополь с инициативной группой запасников и отставников ЧФ встретилась Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Она сообщила, что будут проведены совещания и предложено решение для военных, которые не могут реализовать свои жилищные права. А в Совете Федерации по просьбе сенатора от Севастополя Ольги Тимофеевой создана рабочая группа, которая будет искать выход для жильцов "московских" квартир.

    P.S.

    Ракетчики и подводники, участники боевых действий с досадой слушают нынешних чиновников, которые им пеняют - мол, у тех, кто своим местом жительства выбрал территорию РФ, таких проблем не было.

    - Я родился в поселке Гвардейское Крымской области еще в СССР, это аэродром, там отец служил, - показывает паспорт Сергей Крыжановский. - Мы же здесь не просто так оказались. Это наша родина была с самого начала, мы здесь родились и выросли.

    - Мы оказались за бортом того корабля, который в 2014 году вернулся в родную гавань,-- говорит Александр Синенький, 19 лет прослуживший на боевых кораблях ЧФ. - Мы не можем в эти квартиры прописать своих внуков. Сын прописан в моей квартире, а жена с дочкой - у ее родителей. Разве это нормально?

    Поделиться