30.11.2017 11:36
    Поделиться

    Под Рязанью сохранили секрет венецианской вышивки

    В течение последних 20 лет изделия мастериц-вышивальщиц из небольшого поселка Кадом Рязанской области участвуют в самых престижных выставках и неизменно вызывают восхищение. И несмотря на то, что фабрика была на грани банкротства, а зарплаты у вышивальщиц равны стоимости их одной небольшой работы, здесь продолжают плести сказку.

    По преданию, по приказу Петра Первого привезли в Кадом несколько мастериц из Венеции, которые научили кадомчанок плести иглой венецианское кружево. Научили - уехали. А потом местные умелицы на основе усвоенных уроков создали свою ручную игольную вышивку и назвали ее "вениз" - оставили в названии что-то от Венеции. И до сих пор в кадомских изделиях есть как русские мотивы, так и типичные орнаменты Ренессанса.

    - В Венеции, на острове Бурано, есть музей. Там несколько пожилых мастериц вышивают очень похоже. Но наша вышивка намного тоньше, изящнее. Во-первых, там уже никто не вышивает руками - иголочкой. Во-вторых, работают довольно толстыми нитками. К тому же у нас необычен дизайн - там повторяющийся рисунок, а здесь все разное - цветы, виды вышивок на одном изделии, - рассказал гендиректор фабрики Николай Ренин. - На конгрессе международной ассоциации коклюшечного кружева из 800 участников кадомский вениз был признан самой тонкой вышивкой в мире.

    Скатерти, салфетки, вышивка на воротниках и манжетах блузок, филейные перчатки, а также мерные кружева - для украшения белья, портьер… От этого изящества просто дух захватывает, и не верится, что такое можно сотворить руками. Но все это делается иголочкой и самыми тонкими шелковыми нитями № 65. "Нить отечественная, ткань раньше тоже была отечественная - самый тонкий маркизет, сейчас покупаем в Италии", - поясняет директор.

    - Как 300 лет назад делали, так и делаем, - рассказывают мастерицы Вика Рябчикова и Оля Потягина. - А глаза не болят - за компьютером целый день сидеть вреднее.

    Подобная техника игольной ручной вышивки сегодня не встречается больше нигде. Она так и называется кадомский вениз

    Сейчас у девушек новогодний заказ: вышивают шары для елки. Получается нечто нереальное - картинка как бы висит в воздухе. У Вики еще бабушка на этой фабрике работала. Но все же на вопрос: "Почему этим занимаются?" - отвечают, что не от хорошей жизни: "Так сложилось. Сначала пришли, потому что работать в Кадоме больше негде, а потом остались - нравится. Уже никуда и не уйдем".

    Впрочем, есть на фабрике и машинная вышивка. Ручные изделия очень дороги.

    - Самое дешевое - носовой платок стоит 2,5 тысячи. Вышивается четыре дня - это кружево на уголке и вензель - монограмма тех, кто заказывает, - поясняет директор. - Мы не берем ту цену, которую должны бы брать - по реальной стоимости. Средняя зарплата у нас десять тысяч. Заложить в цену побольше зарплату - тогда вообще не продадим. Идем по лезвию: шаг в сторону - и разорение.

    В цехе машинной вышивки - стрекот швейных машин. Это где ручная - тишина и неспешный разговор. Машинки - как старые отечественные, так и новые импортные. Впрочем, как объяснил наладчик Сергей Спиряев, старые порой даже лучше: скорость у всех одинакова, а стартуют "ветераны" медленнее. Импортные-то "с места в карьер" - не всякая вышивальщица успевает к этому приспособиться.

    - Конечно, руками аккуратнее. Но они будут полгода делать, а мы за три месяца сделаем. И к покупателю ближе - дешевле, - рассказывает Майя Кузина. - Вышиваем, по сути, как наши бабушки, только не сами иголочкой работаем, а машинка за меня ее водит, а я двигаю пяльцы. Получается то же самое, только быстрее.

    Майя работает в этом цехе десять лет. Привлекает творчество. Иногда добавляет в рисунок что-то свое. Правда, приходится дольше возиться с изделием, а это отражается на зарплате. "Но ведь так интереснее!" - улыбаясь, заключает Майя.

    Кстати

    В царской России изделия, украшенные кадомским венизом, продавались в лучших магазинах столиц. После революции этот промысел едва не потеряли: до конца 20-х годов еще вышивали, потом кооператив закрылся. Только в 70-х годах прошлого века благодаря усилиям старейших художников и мастериц вместе со специалистами НИИ художественных промыслов удалось возродить эту уникальную вышивку.

    Поделиться