Об этом странном уголовном деле мы уже писали ("Дело Зиринова на свободе?", "РГ" от 26.10.2016 года). Напомним, имя кошевого атамана Анапы стало широко известно в феврале 2013 года, когда на него было совершено покушение, при котором он был ранен, а его водитель погиб. Согласно вердикту суда виновными в совершении этого и ряда других тяжких преступлений были признаны экс-депутат Заксобрания Кубани Сергей Зиринов и группа его сообщников.
А буквально на следующий день после оглашения резонансного приговора - 12 октября - фигурантом уголовного дела стал уже сам Нестеренко. Он в это время находился на лечении в санатории Кисловодска, где был задержан и доставлен в Краснодар как опасный преступник. С тех пор прошло два месяца. На Кубани гадают, какую опасность для общества представляет пенсионер, обвиняемый в незаконном получении участка кадастровой стоимостью 64 тысячи рублей. Причем участок был выкуплен у муниципалитета на основании решения суда, вступившего в силу еще два с половиной года назад.
Эта абсурдность предъявленного обвинения,похоже, стала понятна и тем, кто "состряпал" это уголовное дело. Неожиданно выяснилось, что 10 ноября нынешнего года (то есть почти через месяц после ареста атамана) Краснодарский краевой суд отменяет вдруг собственное решение, вынесенное в апреле 2014 года, обязавшее администрацию Анапы продать Нестеренко "для ведения хозяйственной деятельности" 22 сотки земли сельхозназначения. Якобы, по апелляционной жалобе замглавы Анапы Олега Костенко. Спрашивается, почему чиновник раньше не обращался с подобной жалобой и почему о рассмотрении дела не был оповещен Нестеренко, а само принятое решение оказалось засекреченным.
Атаман анапского городского общества Сергей Бурлуцкий не может сдержать эмоций. Он прямо называет, кто на самом деле и с чьей подачи городские чиновники и судьи осуществили мошенническую схему присвоения физическим лицом особо ценной муниципальной земли.
- Речь идет о землях, расположенных в парках "Курортный" и имени 30-летия Победы общей площадью свыше 12 гектаров, - поясняет Бурлуцкий. - А также о многочисленных муниципальных активах, таких как городская летняя эстрада, шахматный клуб, ДК "Курортный". Зиринов все это разрушил, построив на месте курортной недвижимости элитный жилой комплекс "Золотая бухта". По фактам незаконного отчуждения муниципальной земли трижды (!!!) прокуратурой ставился вопрос о возбуждении уголовного дела, и каждый раз один и тот же следователь - Павел Финоженко - отказывал в этом. Зато в отношении Нестеренко он не только дело возбудил, но взял его под стражу. Вот и думай теперь, кому это выгодно?
Кстати, пресс-служба краевого управления СКР продолжает упорно отказываться от комментариев по делу Николая Нестеренко, игнорируя большой общественный резонанс. Оно и понятно, следователь Павел Финоженко в постановлении о возбуждении уголовного дела посчитал мошенничеством сам факт обращения Нестеренко, хотите - верьте, хотите - нет, в суд. По его мнению, это, видимо, не конституционное право каждого из нас! Только он сам, Павел Финоженко, может определять, как каждому из нас поступать. Об аналогичной ситуации, кстати, шла речь и на недавнем заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, когда человека суд обвинил в совершении преступления "путем написания заявления в облпрокуратуру".
В это время в СИЗО N1 Краснодара к Нестеренко явился неожиданный визитер. "По словам Николая Дмитриевича, к нему приходил мужчина по имени Дмитрий, представившийся сотрудником силовой структуры из Москвы, - рассказывает адвокат Татьяна Варламова. - Он почему-то попросил у атамана компромат на сотрудников краевого ФСБ, которого у него нет и о котором он никогда и не упоминал".
Чудеса да и только. Казалось бы, рядовым делом, связанным по версии обвинения с мошенничеством (подобные дела ведет, как известно, полиция), занимается, как выясняется, аж следственная группа из пяти человек краевого управления СКР. Причем аргументов содержать Нестеренко в СИЗО у них нет. Кроме как "человек он конфликтный", "оказавшись на свободе, может скрыться и воздействовать на свидетелей", в числе которых были названы чиновники анапской администрации. Якобы они лично просили следствие оставить фигуранта дела за решеткой. Господи, а как они до этого-то жили? Может потому, что их оберегал сам Зиринов, окружение которого не скрывало, что "вся Анапа наша". По крайней мере, так расшифровывался в городе торговый бренд зириновских фирм "ВАН".
Нестеренко утверждает, что "все чудеса" связаны с "делом Зиринова". "Меня не раз предупреждали, - говорит Николай Нестеренко. - Угрожали... Но я не изменил показания и менять их не собираюсь, кто бы ни просил об этом.
Удивляет в этом деле и позиция государева ока. При слушании дела Нестеренко прокурор Ирина Климиниченко не высказала мнение обвинения, рекомендовала лишь суду руководствоваться 17 статьей УПК РФ - "оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь законом и совестью". То есть "на усмотрение суда". И судья Александр Зеленский оставил 68-летнего Николая Нестеренко под стражей до 13 марта 2017 года. Вот вам "закон и совесть".