09.11.2016 10:19
    Поделиться

    КС РФ проверит нормы Гражданского кодекса о защите авторских прав

    Вчера в Петербурге Конституционный суд РФ приступил к рассмотрению дела о непомерных компенсациях за нарушение авторских прав. Закон не позволяет назначить сумму ниже низшего предела, поэтому мать-одиночка с ребенком-инвалидом оказалась должна за продажу одного МР3-диска почти миллион рублей.

    С запросом в КС обратился Арбитражный суд Алтайского края. В их производстве сейчас находятся несколько дел о нарушении исключительных авторских прав. Согласно статье 1515 ГК в этом случае "правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей". Поэтому продажа набора игрушек, где каждая фигурка является отдельным объектом прав, для бизнесменов обернулась наказанием на сумму до 60 тысяч рублей каждому. А вот с Юлии Любивой, которая продала за 75 рублей диск с песнями Стаса Михайлова, потребовали компенсацию в размере 860 тысяч рублей. При этом сначала сумма была в два раза больше, ее получили путем простых арифметических действий: отдельно за стихи, отдельно за музыку, 90 песен по 10 тысяч рублей, итого 1,8 миллиона рублей.

    - Разве справедливо за диск Стаса Михайлова даже 400 тысяч рублей? - задал риторический вопрос судьям полномочный представитель правительства РФ в КС Михаил Барщевский. - Да даже за Хворостовского это несправедливо.

    Осторожно признал, что имеются определенные сомнения в конституционности статей 1301, 1311 и 1515 ГК РФ, и представитель президента Михаил Кротов. Он особо отметил, что защита авторских прав вводилась именно с целью укротить жажду наживы коммерсантов, которые извлекают прибыль из результатов чужого интеллектуального труда. Однако в данном случае истцами являются вовсе не авторы, а такие же коммерсанты. При этом, как рассказал судья Арбитражного суда Алтайского края Максим Кулик, сейчас только у них находится на рассмотрении около 170 подобных дел, в то время как в целом по стране их не менее 17 тысяч. Ранее в жалобе, направленной в КС, заявитель расценил это как злоупотребление: "В настоящее время правообладатели проводят массовые тайные закупки контрафактных лазерных дисков по всей территории РФ в целях последующего массового предъявления исковых требований в суд для взыскания сумм компенсаций за нарушение исключительных прав".

    - Авторские права должны защищаться, нарушители должны нести потери, но меры ответственности должны быть разумными и справедливыми, - подчеркнул Кулик.

    В то же время, по мнению представителей законодательной власти, сами по себе оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ. Как полагает представитель Государственной Думы РФ Татьяна Касаева, закон позволяет учитывать интересы обеих сторон.

    - Учитывая особенности нематериальной природы объекта, в случае взыскания без цели защиты нарушенного права можно применять пункты статьи 10 ГК РФ о злоупотреблении правом, - полагает она.

    И Касаева, и представитель Совета Федерации Петр Кучеренко также отметили, что суд не обязан полностью удовлетворять требования заявителя и может снизить сумму компенсации. К тому же в изменениях, вступивших в силу в 2014 году, законодатель оставил положение о низшем пределе в 10 тысяч рублей, то есть осознанно карает за нарушение авторских прав именно таким образом.

    Однако оппоненты апеллировали прежде всего к требованиям о соразмерности и справедливости наказания. Для Юлии Любивой выплата почти миллиона рублей - задача практически непосильная, это скажется на уровне жизни семьи, на уровне медицинского ухода за дочкой. Процедура банкротства ее, так же, как и других коммерсантов, не спасет, поскольку в этом случае придется не только ликвидировать бизнес, но и продавать имущество. Фактически получается, что судьба этой семьи решится примерно через месяц - с постановлением Конституционного суда РФ.

    Поделиться