Напомним, следствие обвиняло бывшего градоначальника в создании банды, организации убийства "вора в законе" Николая Балашова и еще ряде преступлений, совершенных в ходе криминальных разборок в Энгельсе в конце 90-х - начале 2000-х годов. Кроме того, по версии правоохранителей, Лысенко незаконно присвоил себе 92 миллиона рублей от продажи в центре города торгового комплекса "Лазурный". Следствие расценило эти действия, как получение взятки и отмывание денег, полученных преступным путем.
Вместе с градоначальником на скамье подсудимых оказалось еще семь человек, относящихся по мнению правоохранителей, к группировке "нефедовских". Сам лидер группировки Юрий Нефедов, который, по версии следствия, выполнял указания Лысенко, заключил со следствием соглашение о сотрудничестве. В результате его дело было выделено в отдельное производство, рассмотрено в закрытом судебном процессе, и в 2012 году Юрий Нефедов получил 8,5 лет лишения свободы.
На процессе в отношении Лысенко Юрий Нефедов стал одним из главных свидетелей обвинения. При этом свои показания он давал в закрытом судебном заседании. Представитель гособвинения Эдуард Лохов такую секретность объяснил тем, что жизни Нефедова может угрожать опасность.
Показания о причастности экс-мэра Энгельса к убийству криминального авторитета в суде также давали бывший чиновник энгельсской районной администрации Юрий Сулян, отбывший срок за мошенничество, лидер криминальной группировки Петр Самородов и один из киллеров, ранее осужденный за изнасилование и убийство, Павел Новокрещенных. Второй киллер, который, по версии следствия, собственно, и убил Балашова, Михаил Ткаченко, до суда не дожил.
Юрий Сулян, также как и Нефедов, давал показания в закрытом судебном заседании - как заявило гособвинение, из соображений безопасности. При этом некоторые свидетели рассказывали, что об участии Лысенко в организации убийства Балашова им известно со слов других людей. В частности, Новокрещеных рассказал, что он слышал, как в телефонном разговоре упоминался некий Лысый и посчитал, что это и есть Михаил Лысенко. По словам Петра Самородова, Михаил Лысенко сам сказал ему, что с Николаем Балашовым расправились "нефедовские".
Бывший начальник криминальной милиции Энгельса, адвокат Михаил Венецкий, который в начале 2000-х годов защищал Самородова и также подвергся нападению - ему дважды выстрелили в лицо из травматического пистолета, заявил в суде, что считает заказчиком нападения на себя Лысенко. Венецкий сослался на информацию, полученную от своих знакомых.
- Видимо, власти ему было мало, хотелось распоряжаться жизнью и здоровьем других людей, - считает бывший милиционер.
Между тем сам экс-мэр сообщил, что не причастен ко всем этим криминальным разборкам. По словам Михаила Лысенко, Юрия Нефедова до начала следственных действий он видел всего несколько раз в жизни, а никого из других подсудимых не знал вообще.
В свою очередь защитники Лысенко (экс-мэра защищало сразу четыре адвоката) выдвинули версию, что убийство вора в законе Николая Балашова могли организовать люди из его окружения, например, известный в Энгельсе криминальный авторитет Мутенин, который сам был убит вскоре после этого.
- Смерть Балашова была выгодна многим, но обвинение не представило доказательств, что убийство было совершено в интересах Лысенко, - считает адвокат Станислав Зайцев.
Адвокат Виктор Паршуткин привел такой довод, если бы Лысенко и Нефедов были причастны к убийству "вора в законе", с ними давным-давно разобрались бы "по понятиям" криминальные элементы.
Сам бывший градоначальник в ходе судебного процесса многократно говорил, что обвинение против него построено в основном на показаниях людей, осужденных за уголовные преступлениях, которым нельзя доверять. Что касается истории с торговым комплексом "Лазурный", Михаил Лысенко подтвердил в суде, что действительно получил 40 процентов от выплаченной суммы при его продаже. Однако, как объяснил экс-мэр, эти деньги он взял за посреднические услуги, за то, что нашел покупателя на недвижимость. По мнению бывшего чиновника и его адвокатов, такие действия являлись законными.
В совещательную комнату присяжные для вынесения вердикта ушли в конце января. В первый день ответить на все вопросы они не успели, а на следующий день один из членов коллегии в суд не прибыл, в дальнейшем была представлена справка, что он заболел. В результате судья Александр Дементьев сначала объявил перерыв до 14 февраля, потом до 17 февраля. Как сообщил судья, он надеялся, что присяжный поправится. Однако этого не произошло.
В понедельник Александр Дементьев сообщил, что он вынужден распустить коллегию на основании заявления присяжного, который ссылается на плохое состояние здоровья, а также на то, что в СМИ были разглашены его персональные данные. Каким образом это случилось, судья не разъяснил.
Примечательно, что перед началом судебного процесса в сформированную коллегию присяжных по делу Лысенко вошло рекордное для Саратовского областного суда количество присяжных: 12 основных и 12 запасных - всего 24 человека. Однако в дальнейшем в ходе судебного разбирательства половина присяжных из участия в судебном процессе выбыла по различным причинам, в основном, в связи с болезнями. В результате к моменту вынесения вердикта запасных присяжных в коллегии не осталось.
Между тем после роспуска коллегии присяжные рассказали журналистам, что успели в совещательной комнате ответить на большую часть вопросов, при этом, якобы, семь человек посчитали Лысенко не виновным, пятеро настаивали на его виновности. Кроме того по последнему обвинению в вымогательстве взятки при продаже торгового центра "Лазурный" и отмыванию денег, полученных преступным путем, присяжные проголосовать не успели.
В свою очередь адвокаты Михаила Лысенко заявили, что якобы заболевший присяжный, по их мнению, может быть связан с сотрудниками правоохранительных органов, и его отсутствие вызвано желанием определенных должностных лиц не допустить вынесения оправдательного вердикта их подзащитному. По словам адвоката Виктора Паршуткина, действия этого присяжного попадают под уголовную статью - воспрепятствование осуществлению правосудия. Защитник намерен добиваться возбуждения по этому факту уголовного дела.
Как заявил судья Александр Дементьев, коллегия присяжных была распущена впервые в истории Саратовского областного суда.
- Надеюсь, это случилось в первый и последний раз, - отметил Дементьев.
Между тем адвокат Станислав Зайцев уточнил корреспонденту "РГ", что по его информации данный случай первый и на территории РФ, начиная с 1993 года, с момента введения суда присяжных.
- Ранее были факты, когда присяжных распускали во время судебного следствия, но впервые коллегию распустили во время вынесения вердикта, - сообщил Зайцев.