02.08.2012 23:25
    Поделиться

    Начался суд над участниками конфликта в Сагре

    Процесс по громкому делу о нападении на небольшой уральский поселок Сагра в Свердловском областном суде начался шумно: только журналисты вошли в зал заседаний, обвиняемые начали буквально кричать о своем несогласии с обвинением.

    Требовали провести расследование заново, перестать их держать "как зверей в клетке", прикладывали к стеклу записки , в том числе с угрозами журналистам, освещающим этот конфликт. И почти никто не скрывал своего лица.

    Всего на скамье подсудимых - 23 человека. В зависимости от роли каждого из них им предъявлены обвинения по статьям 209, 212, 327, 119 УК РФ ( бандитизм, организация и участие в массовых беспорядках, подделка документов, угроза убийством). Половина из них, кстати, самая "тихая" группа , сидит в зале - на время следствия и судебного разбирательства они отпущены под подписку о невыезде или под залог в 500 тысяч рублей. Изолированы от присутствующих в зале только обвиняемые в организации банды, так сказать, 12 активистов.

    Для единственной женщины - Валентины Лебедевой к началу процесса выстроили в зале отдельную изолированную камеру, откуда она активно поддерживала своих митингующих подельников.

    Тринадцать жителей Сагры, приехавшие на процесс в роли пострадавших, на эту импровизированную акцию протеста смотрели молча. Я обратила внимание, что даже в комментариях с журналистами деревенские предпочитают не называть их бандитами.

    - Я думаю, что суд объективно разберется во всем , чтобы не было споров, кто виноват, а кто прав, - сказал в интервью "РГ" житель Сагры Виктор Городилов. - Многие до сих пор пытаются обвинить нас, дескать, мы - деревенская банда хулиганов , а они мирные жители, которые ехали к полуночи купаться в нашей речке, где и воробью-то по колено.

    Именно Виктор Городилов с несколькими односельчанами был задержан полицией на следующий день после ночного конфликта у околицы Сагры. Они тогда проходили главными подозреваемыми по возбужденному уголовному делу.

    Следствием проведено 83 экспертизы, допрошено более 200 человек. Объем уголовного дела составил 77 томов.

    - "Спасибо Бастрыкину, разобрались", - говорят сейчас в деревне. Мы поступили как нормальные люди, которые защищали свои семьи. Считайте это вынужденной самообороной", - убежден один из участников стычки Евгений Мышкин.

    О том, что могло произойти, если бы они не дали отпор приезжим, сельчане прочитали уже в материалах следствия.

    - Там есть расшифровка разговора тех, кто собирал группу. Конечно, большая часть - нецензурной бранью, но очевидно, что возьмут оружие, приедут, всех поставят в известную позу и сделают плохо. Возможно, ехали и не убивать, но наказывать. Конечно, были бы пострадавшие, покалеченные, ехали-то ведь не простые люди, а спортсмены, среди них мастера спорта, есть даже чемпион по боевому самбо, - рассказывает Городилов.

    По версии следствия, которую уже начали озвучивать в суде, группу силовой поддержки вызвал в поселок местный житель, именуемый деревенскими "цыган Сергей". В Сагре он жил несколько лет, знали его как Сергея Красноперова и не всегда ладили. Подозревали то в воровстве, то в наркоторговле.

    Как выяснилось позже, подозревали в нарушении закона не зря. "Цыган" жил по чужим документам. Его истинное имя - Вячеслав Лебедев, а скрывался за чужим именем Вячеслав потому что с 1995 года находился в федеральном розыске...

    Фактически вывели Сергея - Цыгана на чистую воду деревенские жители. И то после того, как он решил научить жизни односельчан и обратился за помощью к родственнику - Ивану Лебедеву, отбывающему девятилетний срок за наркоторговлю в одной из сосьвенских колоний: попросил прислать братву, чтобы сделать местных мужиков сговорчивее.

    Уже через день из Екатеринбурга бригада выехала на разборки в деревню на 13 машинах.

    От неожиданной и жесткой расправы местных спасло только сарафанное радио да... плохая дорога. Пока налетчики тряслись по колдобинам, сагринцы успели подготовиться к встрече - собрали топоры да охотничьи ружья. Так что встретили приехавших во всеоружии. В итоге один из приезжих убит, двое - ранены. И 23 на скамье подсудимых.

    Все представители правоохранительных органов сейчас заявляют четко: в Сагру ехала не группа отдыхающих, а преступная группировка.

    - Понятно, что банда была устойчива. Все так быстро и собрались, потому что прекрасно знали друг друга, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника ГУ МВД по УрФО Арсений Харченко. - Наши сотрудники осуществляли оперативное сопровождение по этому делу и выяснили, откуда они знакомы. Все принимали участие и в мероприятиях житейских - отдых, день рождения, и в боевых операциях. Есть снимки всего коллектива на природе, на фоне оружия. В ходе обысков были изъяты и средства совершения преступления: маски, обрезы, с которыми они явились в Сагру, биты, муляжи автоматов.

    Всего по делу, рассматриваемому судом, следствием проведено 83 экспертизы, допрошено более 200 человек, осмотрено более 100 предметов и документов, имеющих значение для дела, объем которого составил 77 томов.

    Поэтому процесс наверняка будет долгим.

    И сложным...

    Между тем

    В Сагре к начавшемуся процессу относятся скорее с тревогой, чем с облегчением. Ведь по большому счету в поселке мало что изменилось. О событиях тех дней в Сагре сейчас напоминают только оборванные ленты с надписью " Не пересекать. Прокуратура РФ", все еще желтеющие в лесочке на месте побоища , да пограничный столб, установленный при въезде в деревню. Над надписью "Сагра. 2011" раскинул крылья российский герб. Этот знак местные считают символом готовности в любой момент отстоять свою семью и свою деревню. И, как ни печально, актуален он по сей день.

    - Считается , что проблемы нашего поселка уже решены и закрыты. Хотя по большому счету это не так. Как были мы оторваны от остального мира, так и остались. Ни нормальную дорогу не построили, ни отдельного участкового на поселок не выделили. Единственное - установили в фельдшерском пункте тревожную кнопку, но она в нерабочее время под замком, - призналась нам при встрече жительница Сагры Татьяна Шархунова.- Так что надежда по-прежнему только на себя...

    Поделиться