Прокурор Марьяновского района опротестовал решение суда, который отправил школьницу в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Как выяснилось, девочка оказалась в обществе малолетних преступников за то, что взяла без спроса сотовый телефон у отчима. О том, чтобы поместить ее в областной спецприемник, ходатайствовал сам начальник отдела УМВД России по Марьяновскому району. В документах, которые предоставила полиция служителям Фемиды, говорилось о том, что ребенок незаконно проник в жилое помещение, где и похитил злополучный мобильник.
- На самом деле школьница зашла в свой собственный дом и взяла телефон у сожителя своей родной матери, - сообщил "РГ" старший помощник прокурора Марьяновского района Кирилл Грициков. - Никакого злостного умысла и желания поживиться у девочки не было. По ее словам, телефон ей понадобился, чтобы поиграть в игры от скуки. Она ни от кого не пряталась, была в гостях у своей бабушки - буквально через дорогу.
Однако, как оказалось, это было не единственное "преступление", совершенное второклашкой. В мае на уроке физкультуры девочка позаимствовала мобильник у своего одноклассника. Опять же для того, чтобы поиграть в раздевалке. В тот же день телефон был возвращен мальчишке. Инцидент, на первый взгляд, был исчерпан. Тем не менее, районному суду оказалось достаточно двух "эпизодов", для того, чтобы принять решение о помещении ребенка в изолятор - "в целях предупреждения совершения ею аналогичных поступков". Несмотря на протест прокуратуры, девочку забрали из села и отправили "отбывать наказание" в город. На 30 суток.
- На суде представители полиции говорили о том, что с ребенком проводили огромную профилактическую работу, но все возможности для ее исправления на местном уровне были исчерпаны, - говорит Кирилл Грициков. - Но когда мы начали подробно изучать материалы дела, выяснилось немало любопытных фактов. Как оказалось, сотрудник, который по документам проводил "профилактическую работу", в указанные сроки находился на больничном - после хирургического вмешательства. А к местным психологам ни родители девочки, ни инспектора по делам несовершеннолетних не обращались вообще. Чтобы восстановить справедливость, нам пришлось обращаться в вышестоящую инстанцию.
Председатель Омского областного суда с доводами прокуратуры полностью согласился, постановление Марьяновского суда отменил и школьницу освободили.
- Теперь судьба девочки будет под нашим пристальным контролем, - обещает старший помошник прокурора Грициков. - Ведь ребенку, которого автоматически зачислили в ряды малолетних преступников, нанесена тяжелая психологическая травма. А начальнику местной полиции мы уже внесли представление в связи с выявленными нарушениями законодательства. Надеюсь, что после этого профилактическая работа с несовершеннолетними в поселке будет проводиться на должном уровне.
Ирина Касьянова, Уполномоченный по правам ребенка в Омской области:
- Это, действительно, вопиющий факт нарушения прав ребенка! Лишать свободы девятилетнюю девочку - событие, выходящее из всяких рамок. Помещение в изолятор - это крайняя мера для злостного несовершеннолетнего правонарушителя. Почему суд не внял доводам прокуратуры, мне до сих пор не понятно. Этим летом мы посещали Марьяновский район, где выявили множество нарушений в работе комиссии по делам несовершеннолетних. Индивидуальные программы реабилитации "проблемных" детей там были абсолютно идентичны - по всей видимости, их писали просто под копирку. Сама же реабилитация зачастую заменялась досуговыми мероприятиями. Функции по социальному патронажу семей, психологокоррекционной работе руководство района вообще возложило на классных руководителей. Благодаря такому формальному подходу и случился прецедент с изолятором. Проще было лишить ребенка свободы и поставить галочку, чем разбираться в причинах поведения девочки и заниматься с ней и ее семьей индивидуально. Это уже не первый случай в Омской области. В Калачинском районе мальчика поместили в спецприемник только лишь за участие в сельской драке! Сегодня мы обратились в областную комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой навести порядок в муниципалитетах. Как выяснилось, председатель Марьяновской комиссии был вообще не в курсе произошедшего! Таких вещей быть не должно.