Вчера на заседании президиума правительства Владимир Путин убеждал в том, что предприниматели не пострадают после принятия третьего антимонопольного пакета. Президиум ему поверил и пакет одобрил. Теперь дело за парламентом и президентом.
Напомним, что ранее глава ФАС Игорь Артемьев рассказывал о том, как сильно упростит этот пакет работу бизнеса и усилит ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства. Предприниматели же опасаются, что жизнь в очередной раз усложнится у них, а не у чиновников. Путин попытался успокоить бизнес. "Никаких лишних административных барьеров появляться не будет", - внушал премьер. А уголовное преследование будет грозить только за наиболее опасные для конкуренции деяния, то есть за картельные сговоры. По словам главы правительства, в третьем антимонопольном пакете вводятся четкие и ясные определения таких сговоров. "Санкции должны быть соразмерны ущербу", - предупредил он.
Расклад вариантов с признанием цены монопольно высокой выглядит следующим образом. Если цена устанавливается в ходе биржевых торгов при соблюдении всех необходимых условий, то она не является монопольно высокой. Но если, к примеру, цена на нефтепродукты в ходе торгов поднимется намного выше мировой при отсутствии объективных причин, то ее могут квалифицировать как монопольно высокую. Что это за "объективные причины", руководитель кабмина уточнять не стал.
Сразу же после заседания Артемьев еще раз напомнил нефтяным компаниям о существовании своего ведомства, предупредив о необходимости снижения цен на нефтепродукты вслед за возможным падением мировой цены на нефть. Это удешевление может произойти после решения Международного энергетического агентства выпустить на рынок дополнительные запасы "черного золота". "Мы предупредили нефтяные компании о том, что если они не станут быстро переписывать ценники, когда цена пойдет вниз, то будут проводиться новые расследования", - предупредил он.
О том, что слова ФАС не расходятся с делом, говорят примеры трех крупнейших российских нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти" и "Роснефти". Артемьев не исключил, что они будут наказаны штрафом в размере больше 1% их оборота за повышение цен на топливо до осени. По его словам, если эти компании вновь пойдут на нарушение антимонопольного законодательства, к их менеджерам будет применяться уже Уголовный кодекс.
Впрочем, правительство успевает не только ужесточать систему, но и в определенной степени облегчать ее. Речь идет о работе по системе электронного взаимодействия ведомств, которую Путин поручил активизировать. От успеха этой деятельности в конечном счете зависит то, насколько эффективно будут предоставляться гражданам государственные и муниципальные услуги. "Поручаю минкомсвязи более активно, напрямую работать с федеральными ведомствами и регионами", - дал указание глава правительства. Он добавил, что необходимо обеспечить подключение различных информационных систем к общей интегрированной базе данных. Хотя премьер понимает, что оцифровка миллионов бумажных документов займет много времени. "Лучше сделать чуть попозже, но качественно", - отметил он.
Всего же на информатизацию федеральных органов в 2011 году власти направят 80 миллиардов рублей. По словам Путина, есть немало случаев, когда за счет бюджета финансируются разработки информационных систем, а они потом "лежат мертвым грузом и годами никем не используются". В связи с этим глава правительства поручил минкомсвязи более жестко контролировать реализиацию ведомственных планов по информатизации, в том числе сформировать единые требования и стандарты информатизации органов госвласти.
С 1 июля предполагалось, что ведомства начнут запрашивать справки друг у друга, а не у граждан. Однако этот срок был отодвинут на три месяца. Правда, по словам Игоря Щеголева, технических причин в этом нет. Зато есть сложности в законодательстве. "Техническая готовность полная и в плане создания системы межведомственного электронного документооборота, и по сопутствующим системам классификации и идентификации", - сказал глава минкомсвязи. Для упрощ