Представьте, что вы купили билет в кино за 200 рублей, а после киносеанса с вас потребовали миллион. Нечто подобное произошло с Романом и Анной Симоновыми.
После свадьбы они отправились в двухнедельное путешествие на греческий остров Крит и прихватили с собой ноутбук, модем и "симку". Подключенный тариф подразумевал неограниченный доступ в Интернет.
Надо сказать, что SIM-карта "Мегафона" была зарегистрирована на мать Анны, Галину Пустынскую, поскольку в момент покупки разрекламированного высокоскоростного 3G модема у дочери не оказалось паспорта. И буквально через сутки после отъезда молодых пенсионерке позвонил начальник службы безопасности компании и сообщил, что она должна за связь 1 миллион 50 тысяч рублей.
Решив, что ее "разводят", Галина Сергеевна все же отправила в Грецию эсэмэску. Так счастливые молодожены узнали, что должны "Мегафону" огромную сумму.
Как же они умудрились так потратиться всего за сутки пребывания за границей? Решили скачать сериал, считая, что, когда баланс будет равен нулю, сотовый оператор ограничит им доступ в сеть. Подключились к Интернету с помощью 3G модема и ушли на море. В номере, рассказал Роман, их не было около 8 часов. А когда вернулись, модем действительно был отключен. Роман и Анна в этой сфере не новички. Проверив работоспособность модема в роуминге и, убедившись в том, что он работает, попытались узнать стоимость услуги. Но, зайдя на сайт "Мегафона", они не нашли информации о стоимости передачи данных в 3G-сетях. Зато проверка баланса показала, что счет не изменился. И супруги, руководствуясь логикой, что если баланс опустится до порога отключения в 600 рублей, то их попросту отключат, как это делают с телефонами, поставили компьютер на закачку.
Возратившись с Крита, они встретились с представителями "Мегафона". Но разговор был коротким: заплатите 1 миллион 50 тысяч, нет денег - продавайте квартиру, машину... А вскоре из сотовой компании пришло письмо с требованием вернуть долг в течение 10 дней и с обещанием взыскать неустойку - 1 процент от выставленной суммы за каждый день просрочки. Платить Пустынская отказалась, и в сентябре получила повестку в суд.
Судебный процесс длился полгода. На первый взгляд логика сотовой компании была железобетонной: мы оказали услугу - клиент должен заплатить. И на ее стороне были очень сильные "козыри", против которых рядовому гражданину не устоять.
Государственные организации фактически официально признали правоту сотовой компании. Вот, к примеру, ответ Роспотребнадзора по Владимирской области: "Согласно информации, полученной от руководства Владимирского регионального отделения Центрального филиала ОАО "Мегафон", оператор уведомил абонентов о международном роуминге посредством размещения информации на официальном сайте Оператора, зарегистрированном в качестве средства массовой информации..." - отфутболил просительницу руководитель управления Е.А. Лисицин.
Но Интернет, из-за которого владимирская семья могла оказаться на улице, фактически помог в победе над лохотроном. В момент отчаяния, когда стало ясно, что сражаться на равных не получается и они проигрывают, Роман написал об этой истории на одном из владимирских сайтов. Разгорелось бурное обсуждение, в котором приняли участие не только десятки сочувствующих, но и такие же пострадавшие. Информация дошла до известного в области правозащитника, председателя общественной организации "Народный контроль" Алексея Смирнова. Он и предложил Роману свою помощь.
Сомнение в первую очередь вызвал договор.
- Загадочной надписи в графе "дополнительные услуги" была посвящена значительная часть судебных заседаний, - рассказывает адвокат Бояринцева. - Оказалось, что "Заказ Запр. МД, отказ от ПД без выд. н" означает отказ от международного роуминга. Более того, оказать услуги 3G не было возможности. Сети находятся в стадии строительства у всех операторов. Такое оформление договора, выражаясь языком юридическим, означает неполную и недостоверную информацию.
При рассмотрении дела были выяснены и другие важные обстоятельства. Если якобы тарифный план, который приобрел ответчик, не предусматривает подключения к международному роумингу, Интернет должны были или не включать или отключить, когда закончился аванс в 600 рублей. Но этого сделано не было. Компания навязала незаказанную услугу.
Пришлось разбираться и с греческим оператором связи. На просьбу суда подтвердить свои убытки представители "Мегафона" сначала ссылались на коммерческую тайну, затем - на невозможность вычленить сумму на своем оборудовании, а в итоге принесли огромную кипу бумаг.
- После изучения этих документов нам стало ясно, что они только подтверждают наши доводы о необоснованности требований компании, - говорит Алексей Смирнов. -В исковом требовании ее представители ссылались на греческого партнера TIM HELLAS, который якобы предоставил услуги международного роуминга. Но на самом деле в 2007 году эта компания была реорганизована. И счет на 232 тысячи евро уже WIND HELLAS выставила для оплаты Северо-Западному филиалу ОАО "Мегафон". А Пустынская является клиентом центрального филиала.
Таким образом, оценивая представленные доказательства, Ленинский районный суд города Владимира не нашел оснований для удовлетворения требований "Мегафона" и в иске к Галине Сергеевне Пустынской о взыскании задолженности за услуги связи отказал.
Блогеры назвали эту победу беспрецедентной. "Людям дали реальную надежду, - объясняет такую реакцию Роман Симонов и дает добрый совет: - Не берите SIM-карты своих операторов за границу. Лучше купить у местного оператора либо у международных операторов в российском аэропорту. Учтите, что модем на высокой скорости выкачивает очень большой объем информации. А эти объемы такие дорогие, что можно за несколько минут обрести долг в несколько сот тысяч рублей!"