13.01.2011 00:23
    Поделиться

    Александр Авдеев: нужно отказываться от финансирования нашего телевидения через рекламу

    Каков бюджет министерства в 2011 году? Какие главные культурные события нас ожидают? Как решаются конфликты музеев и православной церкви? Что происходит с нашим кино и телевидением? Об этом журналисты "РГ" побеседовали с министром культуры Александром Авдеевым. И вот что он сказал.

    О бюджете и планах

    Российская газета: Что представляет кошелек министра культуры?

    Александр Авдеев: Кошелек министра культуры на этот год стал толще. Но нельзя полагаться только на абсолютные цифровые показатели. Увеличилась инфляция, выросли цены на строительные материалы. Нам обещали бюджет в 73 миллиарда рублей. Это 0,73 процента расходной части всего бюджета, и это показатель слаборазвитой страны. На самом деле благодаря Владимиру Владимировичу Путину и Алексею Леонидовичу Кудрину мы получили не 73, а 88 миллиардов. Для нас это спасение. Хотя для того, чтобы культура сохранялась на нынешнем уровне, нужно 95 миллиардов. А для того, чтобы она развивалась, - 120 миллиардов. По большому счету, для того, чтобы поддер живать статус великой культуры, надо тратить на культуру два процента от бюджета, как в любой цивилизованной стране. Кстати, у нас существует закон, предписывающий тратить на культуру 2 процента от бюджета.

    РГ: Не могли бы вы назвать самые знаковые культурные события 2011 года?

    Авдеев: Во-первых, состоится Международный музыкальный конкурс имени Чайковского. Хотим, чтобы он стал одним из лучших в мире. С самым авторитетным жюри, лучшими музыкантами, певцами, исполнителями. Пока это получается благодаря энергии и авторитету Валерия Гергиева. Изюминка конкурса будет в том, что он пройдет сразу в двух городах, что обеспечит и приток туристов в Москву и Петербург. К открытию конкурса мы должны закончить реставрацию Большого зала Консерватории. Для этого много делает Александр Сергеевич Соколов, и я хочу выразить ему благодарность. Надеюсь, что мы успеем к открытию конкурса... Другим знаковым событием будет открытие после реконструкции Большого театра и новой сцены Мариинки.

    О музейном деле

    РГ: Как развивается ситуация с иконой Торопецкой Божией Матери из Русского музея, которая временно передана церкви Александра Невского в Княжьем Озере? Первоначально речь шла о возврате ее 22 сентября, но теперь срок возвращения продлен до 22 марта 2011 года. Есть ли, с вашей точки зрения, разница между иконой как культурной ценностью (а в данном случае речь идет об иконе XIV века) и просто иконой. Собирается ли министерство как-то способствовать возвращению этой иконы в Русский музей?

    Авдеев: Икона принадлежит музею. Она находится в музейном фонде России, а из музейного фонда по закону ничего изъять нельзя. Обратите внимание, что в законе о передаче церкви имущества есть три очень важных положения, которые расставляют все по своим местам. Передаче церкви не подлежат экспонаты из музейного, библиотечного фонда и архивного фондов.

    Икона в Княжьем Озере находится с согласия Русского музея и министерства культуры. Киот, в котором она сейчас временно хранится, наверное, один из лучших в мире. В этом киоте икона, по мнению специалистов, стала "выздоравливать". Поэтому в данном конкретном случае, когда условия хранения лучше, чем музейные, мы можем себе позволить подержать икону там подольше. Но от этого ее музейный статус не изменится.

    В России есть несколько икон, которые, оставаясь музейными экспонатами, должны тем не менее участвовать в церковных служениях. Варианты могут быть разные. Есть удачный опыт Третьяковской галереи, о котором вы знаете. Есть опыт Княжьего Озера, когда мы, будучи полностью уверены в сохранности иконы, передали ее на временное хранение. Продление срока пребывания иконы одобрено директором музея и согласовано со мной лично. Все законно.

    Но существует еще Торопецкий монастырь, который также дает нам прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Сейчас мы рассматриваем возможность ее экспонирования в Торопецком монастыре. Для нас важны соблюдения наших требований: полный контроль со стороны музея, идеальные условия для сохранности и страховка. Если это будет обеспечено, я не исключаю, что мы на некоторое время повезем икону на ее родину. Она ведь была оттуда похищена: в 1933 году ее изъяли для реставрации и не вернули.

    РГ: Сотрудники Рязанского музея-кремля получили письмо с требованием срочной передачи рязанской епархии Архангельского собора. Но куда переезжать находящемуся там музею?

    Авдеев: Музей, пока ему не будет предоставлено помещение, никуда не уедет. Это знают и рязанские городские власти, и рязанский архиепископ. У нас есть закон об особо ценных культурных объектах, где написано, что никто не имеет право выселять музей в помещение, которое для него не приспособлено. Мы неоднократно выезжали в Рязань. Рязанская мэрия понимает, что музею необходимо здание, но для этого у города нет денег. Второй вариант - переделать бывшее здание мэрии Рязани под музей. Для этого необходимо 400 миллионов рублей. Третий вариант - предоставить музею освобождающееся здание военного училища. Но у министерства обороны другие планы. Сейчас власти города выделили площади под строительство здания музея.

    О кино

    РГ: Не понятно, что будет с нашим кино. Речь идет о новом способе госфинансирования, когда все средства распределяются среди восьми крупных компаний, с пожеланием делать коммерческие фильмы. Но мы уже знаем, что это не получается. С другой стороны, молодые режиссеры, а также документальное и детское кино остаются в подвешенном состоянии. Наши молодые режиссеры ищут финансирование за рубежом, и в конце концов уезжают за рубеж. Как вы к этому относитесь?

    Авдеев: Должен пройти год, чтобы мы увидели первые результаты реформы кинопроизводства. Пока ясно одно: деньги, которые мы перечисляем, идут на создание рыночных картин. Какое будет их качество - посмотрим. Рыночные фильмы нужны, если это хорошие фильмы, а мы видим, что культура массового потребления иногда выдает очень хороший продукт. Такова же специфика американского кино. Американцы делают окупаемое кино, авторского кино они снимают мало.

    Оставшаяся часть денег предназначена для детских, мультипликационных, авторских и документальных фильмов. Россия всегда на мировых фестивалях отличалась лучшими авторскими работами. И истекший год показал, что лучшие наши фильмы, победившие на фестивалях, это те, которые финансирует министерство культуры: "Овсянки", "Край", "Как я провел этим летом".

    Но главная проблема нашего кинематографа не деньги, а разрыв между кинопроизводством и прокатом. Мы производим фильмы, но нет никаких рычагов воздействия на то, чтобы они попадали в прокат. В основном идут американские фильмы. Прорабатываем сейчас возможность использовать налоговые рычаги.

    РГ: Но есть опыт Франции и других стран.

    Авдеев: Политика квот на национальные фильмы во Франции, в конце концов, оказалась слишком резкой. Франция заменила квоту налоговым отчислением - 7 процентов с выручки при прокате иностранных фильмов идет на национальное кино. Нам сейчас нужно посмотреть, как крупные кинокомпании будут возвращать государству деньги, каково будет качество этих фильмов. И потом заняться новой системой налогообложения.

    РГ: Вы сказали, что массовая культура тоже может порождать хороший продукт. Можете назвать коммерческий фильм, который вам понравился за последнее время?

    Авдеев: Больше могу назвать тех, которые мне не понравились. Но вообще-то массовая культура сейчас существует в основном на телеэкране. И, к сожалению, уровень ее не очень высокий. Это часто не массовая культура, а псевдокультура, которая вытесняет настоящую культуру и дезориентирует людей. Ведь по статистике средний россиянин проводит у телевизора 4,5 часа в день.

    О телевидении

    РГ: Что делать?

    Авдеев: Год назад, находясь в вашей редакции, я сказал, что нужно отказываться от системы финансирования телевидения через рекламу. Тогда был большой шум, и меня сильно клевали. Но я остаюсь при своем мнении. Правда, этот процесс длительный, но его прошло большинство развитых стран. Первый период - финансирование телевидения через рекламу. Он может длиться 15-20 лет, может дольше, пока государство будет не в состоянии обеспечить иные формулы финансирования. Но финансирование через рекламу объективно снижает качество телевидения, делает его зависимым от рейтинга.

    Следующий этап - государство финансирует телевидение, частично само, а частично через другие каналы - фонды или подписку. Так происходит в развитых странах и это резко повышает качество телевидения. Сегодня на Би-би-си, как известно, нет рекламы. Сейчас у нас государство не в состоянии финансировать телевидение - чтобы уйти от рекламы, нужно выделить примерно 3-4 миллиарда долларов. Хотелось бы, чтобы этот путь был пройден быстрее.

    Министерство культуры РФ

    Адрес: 125993, Москва, Малый Гнездниковский пер.,

    д. 7/6, стр. 1, 2. Телефон справочной: (495) 629-20-08

    Поделиться