08.04.2009 01:00
    Поделиться

    Два балета Мариуса Петипа показали на "Золотой маске"

    "Баядерка" из Новосибирска и "Корсар" из Перми завершили балетную часть "Золотой маски".

    Два этих коллектива - и пермский балет, имеющей давнюю и высокую репутацию, и более молодая, но не менее амбициозная новосибирская труппа - регулярно конкурируют (и небезуспешно!) со столичными компаниями в споре за высшую театральную премию. На этот раз оба театра привезли балеты из золотого фонда, обнаружив несколько различный подход в освоении наследия и традиций.

    В созданных в XIX веке "Баядерке" и "Корсаре" много общего: экзотика и приключения в сюжетах, тяготение к зрелищности и фееричности со сценами природных катаклизмов (морской шторм и землетрясение). Хореография обоих шедевров в основе своей принадлежит Петипа, статус нетленной классики в них поддержан множеством знаменитых фрагментов - от характерных танцев до классических сюит ("Тени" и "Оживленный сад"). Такие спектакли позволяют за один вечер получить полное представление о постановочной культуре театра, состоянии труппы в целом и качестве солистов всех рангов. Скажем сразу, кадровая проблема коснулась обоих театров, в наличии: выученный и дисциплинированный кордебалет, есть танцовщики первого положения с артистической индивидуальностью. А вот среднего звена - солисток для многочисленных женских вариаций, собственно, из кого в будущем и вырастают примы, остро не хватает.

    "Баядерка" - первая масштабная работа в России Игоря Зеленского, в прошлом премьера Маринки и New City Ballet, уже два сезона возглавляющего новосибирский балет. Обязанности художественного лидера он совмещает с положением премьера труппы, поэтому спектакль вызвал двойной интерес: Зеленский номинирован и как постановщик, и как танцовщик. Эксперты явно погорячились, записывая его в хореографы, то есть в авторы балета. Новосибирская "Баядерка" воспроизводит хрестоматийную версию ленинградского спектакля, осуществленную перед войной знаменитым Вахтангом Чабукиани, первым педагогом Зеленского. Внесенные им добавления минимальны и не принципиальны, а в целом спектакль выдержан в пафосных традициях большого стиля (художник Давид Монавардисашвили). В роли воина Солора Зеленский продемонстрировал отличную для своих лет физическую форму, а вот качество танца заставило взгрустнуть о прошлом: танец для него сегодня - не поток пластической речи, а всего лишь отлично исполненный набор виртуоз ностей, чередуемый с обычными проходками.

    Логику кастинга на женские роли вообще объяснить трудно: зачем понадобилось выписывать из Германии не интересную актерски и слабую технически Елену Востротину, когда в театре есть свои Никии? Еще сложнее было понять, почему вариации солисток в "Тенях" танцуют те, кого зал видел в первом акте как исполнительниц Гамзатти и шутливого танца Ману? Несколько партий за спектакль - удел недоукомплектованных трупп, но ведь не Новосибирска.

    Пермская версия "Корсара" принадлежит Василию Медведеву, питомцу ленинградской школы, уже несколько лет работающему в театрах Восточной Европы. С чисто европейским прагматизмом он отнесся к временной проблеме классического спектакля и поставил динамичное зрелище с четкой сюжетной логикой, минимумом отвлечений и разговоров руками, при этом сохранив все главные танцевальные сокровища "Корсара". Впрочем, жанр своей работы Медведев обозначает скромно: новая сценическая редакция в отличие от экспертов, выдвинувших и его как лучшего хореографа.

    Пермь сумела предъявить главную героиню с несомненной балеринской статью, Наталья Моисеева (лучшая женская роль в балете) также близка к завершению своей карьеры, но по танцу этого не скажешь. Порадовал мужской состав: кроме номинированного Ивана Порошина (Бирбанто), это Сергей Мершин (Конрад) и Роберт Габдуллин (раб Али). Смотрится балет на одном дыхании еще и потому, что за пультом стоит Александр Анисимов: музыка Адана и всех остальных авторов "Корсара" - от Пуни до Делиба - звучит темпераментно, увлекательно, празднично и по-настоящему дансантно.

    Не зря пермскому театру нынешний главный балетмейстер Большого Юрий Бурлака (признанный специалист по "Корсару") передал полную партитуру балета, новой для слуха музыки - предостаточно. Ну а художник обоих "Корсаров" Борис Каминский после этих постановок вообще может считаться специалистом по кораблекрушениям.

    Жажда балетных реконструкций с непременной научной подоплекой эти постановки миновала, но они все равно получились разными. Новосибирцы показали добротный, неспешный, замедленных темпов, с подробными мизансценами спектакль. "Корсар" у пермяков вышел более живым и бодрым, но еще чуть-чуть, и будет дайджест. В споре за "Маску" в главной номинации - лучший балетный спектакль - у сибиряков и уральцев шансов, пожалуй, немного. Жюри, как и все обычные зрители, похоже, соскучилось по свежим хореографическим идеям, по новым названиям, по настоящим премьерам, а не возобновлениям. Жить только прошлым, даже самым прекрасным, невозможно.

    Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"

    Поделиться