28.08.2008 01:00
    Поделиться

    Анатолий Юрков продолжил "Байкальскую молитву"

    Анатолий Петрович Юрков - известный российский журналист и писатель, выпускник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, активный участник защиты Байкала с 60-х годов прошлого века и по сей день, в своей новой книге "Безумная любовь, или Зонтики для лягушек" продолжает разговор, начатый книгой "Байкальская молитва", изданной в 2006 году и получившей специальный диплом Оргкомитета Х Национальной выставки-ярмарки "Книги России-2006".

    Анатолий Юрков вот уже почти пятьдесят лет пишет яркие публицистические статьи и при этом всегда кого-то защищает - человека от произвола властей; природу от бесцеремонно-потребительского к ней отношения жадных хищников, которым "заказали" уссурийского тигра, корень женьшеня или озеро Байкал... И всегда в избранной теме, невзирая на подчас раздраженную реакцию власть имущих разного уровня, идет до конца. Когда же критическая масса этих статей готова буквально взорваться, он издает книгу. Всегда острую. Всегда в защиту человека и справедливости. Он и природу защищает, ставя знак равенства между ней и человеком.

    Таким он был в первой своей газете в городе Ступино Московской области, где начинал корректором в 1958 году, таким оставался в "Комсомольской правде", "Труде", "Социалистической индустрии" (после января 1990 года - "Рабочая трибуна"). В 1995 году был назначен главным редактором "Российской газеты". В ней и работает по сей день. Обозревателем - с 2001 года. Пишет. Печатается. Тема та же: защита человека и природы.

    ...Человек не проживет без воздуха и получаса. Без воды - десяти дней. А без любви? Человека без любви не бывает. Природой не предусмотрено. Книга Анатолия Юркова - про любовь, но про любовь бездумную и безумную, хотя и не только. Нет человека на Земле, который на вопрос, любит ли он природу, ответил бы - нет. Человек считается единственным разумным существом на планете, почему же часто он себя ведет как маньяк, обуреваемый безумными страстями? Об этом книга Анатолия Юркова. Свое кредо он выражает ясно и четко: "Для разума нет границ познания - он всемогущ. Но один предел он должен иметь и знать: предел своего вмешательства в природу. И всегда помнить: он сам - дитя природы. И не царь, не Бог - а ее дитя малое. Природа - это жизнь наша, самая ее суть. Ее тайн хватит на все человечество, чтобы разгадывать на протяжении тысячелетий, вплоть до Иерихонских труб".

    Говоря о России, А. Юрков подчеркивает: "Вся наша история свидетельствует: мы - великий народ. Мы выжили в периоды, когда ветер истории сдувал с лица земли нации, тоже великие, как одуванчики. Они уходили в никуда. Мы научились побеждать, даже терпя поражение. И потому выжили. Остались на земле прогрессирующей нацией. И этим обязаны самим себе. Да покровительству Всевышнего.

    Но однажды свое национальное натренированное умение побеждать мы обратили в тотальное оружие и стали побеждать всех и вся. Не очень-то стремясь улаживать конфликты мирком да ладком. Правда, часто мы становились объектом неспровоцированной агрессии.

    Для любой победы нужны ресурсы - экономические, морально-политические, людские, природные. Поскольку у нас природных ресурсов немеряно, мы сдуру заодно объявили войну и природе. Забыв, что природные ресурсы ранимее людских - многие из них невосстановимы. И что здоровье природы - это здоровье людских поколений. Более того, здоровье всего живого на земле.

    Пора нам одуматься. И заключать вечный равноправный мир с природой. И бороться за неукоснительное выполнение условий этого договора всем миром до победного конца. Как мы умеем. Чтобы спасти и ее, и себя. Альтернативы у нас нет".

    Значимость, актуальность и серьезность рассматриваемой автором темы отнюдь не означает, что книга рассчитана в основном на специалистов, активистов экологического движения, управленцев. Несмотря на то, что книга Юркова действительно насыщена данными статистики и в ней содержатся ссылки на научные монографии, отчеты научно-исследовательских институтов и центров, читается она легко и с интересом. Ведь помимо известных ученых и больших чиновников активными персонажами книги являются белка Бэлла и большой пестрый дятел, семейство филинов и серая лягушка, а также, конечно, внуки Юркова Петр и Миша, внучка Лена. К тому же белка Бэлла и большая серая лягушка подчас вовсю разговаривают с автором книги. Все это очень органично вписано в общее содержание книги. Текст ее динамичен, серьезные мировоззренческие вопросы изложены доступным и ясным массовому читателю, живым языком. Об этом свидетельствуют сами названия глав и главок книги, к примеру: "Байкальские качели", "Дамоклова труба над Байкалом", "Векша Бэлла и рыжий кот", "О чем болит голова у дятла", "Природу спасут не прокуроры", "Бунт моря", "Мудрец живет у Лукоморья", "Мальчик, шагающий по звездам".

    В одном из эпизодов книги описана рыбалка, которую устроили давным-давно для Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре местные власти, не зная, чем еще удивить такого звездного гостя. Самому Юркову по счастливому случаю, как он пишет, удалось побывать на этой рыбалке.

    Гагарина повезли ловить калугу. Это вид осетра, древней по происхождению рыбы. Своего расцвета они достигли 100-200 миллионов лет назад, когда по земле еще бродили динозавры. В реке Амур живет такая калуга. Один из самых больших осетров в мире. Нигде больше калуга не живет, ни в каких других водоемах. Только в Амуре и его притоках. Калуга достигает длины, как пишут справочники, в три-пять метров. Вес - соответствующий. И вот, пишет Юрков, Гагарин поймал калугу. На крючок. Как он ее поймал, одному богу известно, да редким свидетелям того события, которые об этом молчат в тряпочку. Но поднесли перед варкой ухи ему тот трофей двое крупных мужиков, просунув ей под жабры березовую валежину в руку толщиной. Они несли ее, подставив плечи, приседая при каждом шаге, а хвост калуги волочился по траве. Она была выше Гагарина головы на две, и председатель рыбколхоза извинялся, что маленькая. Во время ухи за тостами и веселыми разговорами гости ахнули, когда узнали,что взрослая калуга, направляясь на нерест, несет в своем чреве пятнадцать-двадцать килограммов черной икры, около 4 миллионов икринок. А председатель колхоза сказал не к месту:

    - Не больше тыщи осталось.

    - Кого не больше тысячи? Где?

    - В Амуре. Не больше тысячи взрослых рыбин.

    Наступила тишина. Кто нес ложку с ухой ко рту - ложка в воздухе застыла.

    - А тут в Амурске комбинат вредный построили - воду травит. Рыбе совсем некуда бежать.

    Застолье, свидетельствует автор книги, враз скисло. Но ситуацию замяли, вернее, запили. Обсудили даже запрет, введенный правительством на лов калуги,- даст эффект или не даст. С 1958 года действует тот запрет на вылов калуги, констатирует Юрков, а ее все не прибавляется в Амуре-батюшке. Как и амурского осетра. Есть признаки, что уменьшается их численность. А тут еще плотина Зейской ГЭС сразу порушила нерестилища царской рыбы...

    Поделиться