07.02.2008 03:30
    Поделиться

    Кооперативы обманули пайщиков

    В столице возбуждены уголовные дела в отношении руководителей семи паевых жилищных кооперативов (ПИК). 

    Они подозреваются в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, а также в нецелевом использовании доверенных им москвичами средств. Следствие полагает, что деньги, которые люди вносили в кооперативные кассы в надежде приобрести в кредит под маленькие проценты квартиры, оседали на счетах сомнительных фирм.

    О подробностях махинаций в сфере деятельности жилищных кооперативов "РГ" согласился рассказать начальник управления по экономической безопасности города Москвы Александр Корсак.

    Пики обмана

    Александр Корсак: Люди внесли деньги, но время шло, а обещанных квартир они так и не увидели... Фото: Аркадий Колыбалов
    Александр Корсак: Люди внесли деньги, но время шло, а обещанных квартир они так и не увидели... Фото: Аркадий Колыбалов

    Российская газета: Александр Борисович, повторяется история обманутых дольщиков?

    Александр Корсак: В какой-то степени. Но мэр Юрий Лужков поставил задачу решить проблему обманутых дольщиков до 2009 года. Нет сомнений, что она будет выполнена. С вступлением в силу федерального закона об участии в долевом строительстве, еще целого ряда московских распорядительных документов была создана система, препятствующая повторению подобных ситуаций. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает. Тут же стали появляться паевые инвестиционные кооперативы. В общем на смену обманутым дольщикам пришли обманутые пайщики.

    РГ: Когда стали поступать первые жалобы на деятельность ПИКов?

    Корсак: Активно - с сентября прошлого года. До этого были единичные случаи. Я считаю, что недобросовестные руководители некоторых компаний, не сумевшие поживиться на дольщиках, быстро нашли другую форму, с помощью которой также рассчитывали обманывать доверчивых граждан.

    Пирамиды и "сарафанное радио"

    РГ: И чем же они заманивали доверчивых граждан? В чем преимущество приобретения недвижимости за счет ПИКа?

    Корсак: При этой схеме человек вносит 30-40 процентов от стоимости будущей квартиры и вступает в члены кооператива. После чего ему остается ждать, когда дойдет его очередь и кооператив предоставит ему под небольшие проценты - от 1 до 5 процентов годовых - ссуду в размере недостающих 60-70 процентов.

    Банки же, как известно, сегодня предоставляют ипотечные кредиты под более высокие проценты - от 10 (в валюте) до 15 (в рублях). Замысел-то неплохой - по принципу кассы взаимопомощи, которая была в советские времена. Тогда целые трудовые коллективы вносили деньги и потом по мере очередности получали в качестве материальной помощи какую-то сумму. То же самое и здесь. Собираются, условно, сто человек, вносят в общий котел деньги, ну, и тот, кто первым их перечислил, имеет преимущество перед остальными членами кооператива. Значит, ему первому и должны выдать ссуду и подобрать вариант жилья.

    РГ: Деятельность ПИКов какими-то законами регламентировалась?

    Корсак: Конечно. Гражданским кодексом, федеральными законами о потребительской кооперации и о некоммерческих организациях. Но там четко не прописана форма создания кооперативов. Например, мы с вами решили организовать жилищный кооператив, зарегистрировались как юридическое лицо, дальше начинаем массированную рекламную кампанию, приглашаем граждан вступить в ряды пайщиков. И вот находятся желающие, приезжают к нам в офис, мы заключаем с ними договоры...

    РГ: Но если четко не прописан порядок создания и работы ПИКов, появляется большой простор для фантазии. И все зависит от добропорядочности людей, которые стоят у руля...

    Корсак: Совершенно верно. Одно объединяет ПИКи - они работают на вторичном рынке. То есть сами ничего не строят. Приобретают уже имеющееся жилье с последующей перепродажей членам кооператива.

    РГ: Что же в итоге получилось?

    Корсак: Когда стали разбираться, выяснилось: примерно 30 процентов средств пайщиков действительно шло на приобретение квартир, но 70 процентов оседало в различных структурах. Например, уже установлено 9 организаций, на счета которых поступали средства ПИК "Общее дело". Стали проверять. Однако, как выяснилось, люди, которые значились руководителями организаций, даже и не подозревали, что занимают столь высокие должности. Просто подставные лица.

    Я считаю, что это некий аналог "Властелины". Расчет простой. Нескольким первым членам кооперативов действительно покупались квартиры. Довольные люди рассказывали об этом своим друзьям и знакомым. Принцип "сарафанного радио" у нас во все времена работал бесперебойно. Немаловажный момент: в рекламных роликах на радио и ТВ мошенники сообщали, что работают в рамках государственных программ - нацпроекта "Доступное жилье...", московских программ, в частности "Молодая семья...". На самом деле это чистой воды обман. Создавалась лишь видимость деятельности.

    Строителям нужен фундамент закона

    РГ: Сколько в столице в общей сложности было зарегистрировано ПИКов?

    Корсак: Пока лишь могу сказать, что к нам обращались граждане, не довольные действиями таких

    ПИКов, как: "Департамент народной ипотеки и строительства", "Общее дело", "КСЖ "Кредо", "Строим вместе", "Стан Твой дом", "Центральный", "Первый ипотечный кооператив". Но еще не все факты всплыли. Сейчас пока возбуждены уголовные дела в отношении семи кооперативов.

    РГ: По каким статьям?

    Корсак: В основном по статье 159 УК РФ, часть 4 - "Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере". По этой статье возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении руководителей паевых инвестиционных кооперативов "Общее дело", "Жилищная перспектива", "Совместная инициатива". По части 3 той же статьи УК ("Хищение чужого имущества путем обмана в составе организованной группы в крупном размере") - в отношении руководителей ПИК "Департамент народной ипотеки и строительства", "Содружество-Инициатива". Кроме того, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 ст. 201 УК ("Злоупотребление служебным положением") возбуждено уголовное дело в отношении руководителей ПИК "КСЖ "Кредо", еще два дела - в отношении руководителей ПИК "Строим вместе".

    РГ: Сколько, по вашим оценкам, пострадало москвичей от деятельности мошенников?

    Корсак: Сейчас можем сказать о двух тысячах пострадавших. Но их, возможно, намного больше...

    В конце прошлого года мы доложили мэру о создавшейся ситуации. Считаем, что произойти она могла прежде всего из-за отсутствия конкретного закона. Поэтому столица должна выйти с законодательной инициативой: необходим четкий механизм, прописывающий порядок организации, деятельности и ликвидации жилищных кооперативов, а также дающий гарантии по защите прав пайщиков. Аналогичный принятому в конце 2004 года Федеральному закону N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." Ведь именно с его вступлением в силу строительный рынок наконец-то избавился от откровенных мошенников.

    РГ: В случае если предъявленные обвинения подтвердятся, деятельность кооперативов будет приостановлена?

    Корсак: Безусловно. А в кооперативах, в отношении которых возбуждены уголовные дела, она и сейчас уже заморожена.

    РГ: А что будет с пайщиками, они смогут вернуть вложенные деньги?

    Корсак: Каждый член кооперативов имеет накопительный счет. В процессе следствия на все имущество этих организаций и активы может быть наложен арест. А затем, по аналогии с процессом банкротства, будут рассчитываться с пайщиками.

    Телефон "горячей линии" Управления по экономической безопасности правительства Москвы: 234-04-00.

    Поделиться