издается с 1879Купить журнал

"Распоряжения О.Ю. Шмидта чрезвычайной тройке исполнять безотлагательно"

Документы: как работала правительственная комиссия по спасению челюскинцев

История спасения членов арктической экспедиции парохода "Челюскин" под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР Отто Юльевича Шмидта стала одним из центральных событий 1934 г. не только в Советском Союзе, но и во всем мире. 13 февраля 1934 г. "Челюскин" оказался затерт льдами и затонул, оставив на льду 104 человека, в том числе женщин и детей.

Пароход "Челюскин" в тяжелых льдах.

РИА Новости

Пароход "Челюскин" в тяжелых льдах.

Сразу после получения известия о крушении была создана правительственная комиссия по организации помощи и спасения участников экспедиции, многочисленные документы которой сохранились в личном фонде ее председателя Валериана Владимировича Куйбышева. "Родина" публикует подборку документов из фондов РГАСПИ по истории спасения челюскинцев, включая ранее не публиковавшиеся.

Сотни метров до спасения

Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям. На рубеже XIX-XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. В то же время становится очевидной необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930-е гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от царской России.

Спасательный круг с парохода "Челюскин". Фото: ТАСС

Исследования Арктики велись и в 1920-е гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) - организации, а фактически - министерства, на которое была возложена задача комплексного народно-хозяйственного освоения Арктики и всей сопутствующей инфраструктуры, вплоть до социальной и образовательной.

Начальником ГУ СМП был назначен О.Ю. Шмидт, под началом которого на рубеже 1920-1930-х гг. были совершены экспедиции на ледокольных пароходах "Георгий Седов" и "Александр Сибиряков". Летом 1933 г. в плавание под его руководством вышел пароход "Челюскин" - построенное в Дании и спущенное на воду несколькими месяцами ранее грузопассажирское судно, усиленное для навигации во льдах. Предполагалось пройти Северный морской путь без зимовки, но осенью 1933 г. пароход был заблокирован льдами.

Дрейфующие льды позволили достичь Берингова пролива, но 5 ноября, когда до чистой воды оставались сотни метров, дрейф понес пароход в противоположную сторону, на север. "Челюскин" и его экипаж оказались заложниками сплошного льда. 13 февраля 1934 г. началось резкое сжатие ледового поля, и за несколько часов корабль затонул. Погиб завхоз Б.Г. Могилевич, всем остальным удалось выжить. Известие о катастрофе быстро дошло до Москвы, и на следующий день постановлением ЦИК СССР была создана комиссия по спасению челюскинцев, возглавил которую член Политбюро, председатель Госплана СССР и заместитель председателя Совнаркома В.В. Куйбышев.

История экспедиции и ее спасения прочно впечаталась в массовое сознание советских граждан. Советская пропаганда сполна использовала эффект, вызванный челюскинской эпопеей: "Триумф советской авиации", "блестящая победа большевиков", "выдающийся образец организованности и дисциплины", "единая победа страны, народа и руководства". Но случай спасения челюскинцев - тот самый, когда пропагандистские слова и клише как никогда были близки к истине.

Публикуемые документы извлечены из фонда В.В. Куйбышева (Ф. 79. Оп. 1) и Политбюро ЦК ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 163).

№1. Радиограмма В.В. Куйбышева начальнику Полярного управления Главсевморпути Г.Г. Петрову

  • 13 февраля 1934 г.
  • Молния
  • Хабаровск, радио, мыс Северный, Петрову.
  • Молнируйте положение "Челюскина" и его пассажиров.
  • Куйбышев.
  • Послана 13/II в 9 ч. 15 м. вечера.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 724. Л. 1. Подлинник. Рукописный текст.

Члены экипажа парохода "Челюскин" во время зимовки на льдине в Северном Ледовитом океане. 1934 год. Фото: РИА Новости

№2. Протокол №1 заседания правительственной комиссии по организации помощи участникам экспедиции О.Ю. Шмидта и команде погибшего судна "Челюскин"

  • 14 февраля 1934 г.
  • Председатель - тов. Куйбышев.
  • Присутствуют: тт. Антипов, Янсон, Каменев С.С., Анвельт (зам. нач. ГУГВФ1), Иоффе С.С., Ушаков Г.А. (ГУСМП), Алексеев (ГУСМП), Чухновский (ГУСМП), капитан Бочек (НКВод2), Фриновский (ГУПО ОГПУ3).
  • Слушали - постановили:
  • 1. Одобрить проекты телеграмм тт. Петрову (мыс Северный), Белобородову, Погорелову, Хворостянскому (мыс Уэлен), в копии т. Шмидт. (См. приложение).
  • 2. Секретно4.
  • 3. По получении ответа на поставленные в телеграммах вопросы тт. Петрову и Хворостянскому создать правительственную комиссию в Уэленском районе для оказания помощи экспедиции т. Шмидта и команде "Челюскина".
  • Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 947. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст, подпись - автограф В.В. Куйбышева.

№3. Выписка из протокола №1 заседания Правительственной комиссии с текстом пункта 2 протокола

  • 14 февраля 1934 г.
  • С[овершенно] секретно
  • 2. Послать телеграмму т. Трояновскому в Вашингтон5.
  • Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 947. Л. 2. Подлинник. Машинописный текст, подпись - автограф В.В. Куйбышева.

№4. Радиограмма В.В. Куйбышева Г.Г. Петрову, начальнику погранохраны пункта в Дежнево М.И. Белобородову, уполномоченному ОГПУ Я.Г. Погорелову, начальнику полярной станции Уэлен Н.Н. Хворостянскому

  • 14 февраля 1934 г.
  • Хабаровск, радио, правите[льственная] аварийная6.
  • Мыс Северный, Петрову.
  • Мыс Уэлен, Райком, РИК, Белобородову, Погорелову, Хворостянскому.
  • Правительством создана Комиссия помощи экспедиции Шмидта. Обязываю Петрова и Хворостянского немедленно подробно телеграфировать мне положение с пассажирами "Челюскина". Какие меры приняты на месте: сколько мобилизовано оленей, собак, в какие сроки и как предполагается их использовать. Какие самолеты, и в какие сроки вылетают. Готова ли посадочная площадка вблизи лагеря Шмидта. Всем радиостанциям ГУСМП под ответственностью их начальников мобилизовать беспрерывное дежурство по приему радиограмм Шмидта, Петрова и Хворостянского. Обязываю Петрова и Хворостянского немедленно передавать мне все предложения и распоряжения Шмидта, а также выполнение Вами этих распоряжений. Сообщите, какие меры необходимы со стороны Правительственной комиссии.
  • Председатель комиссии Куйбышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 724. Л. 2. Подлинник. Машинописный текст, рукописная дописка, подпись - автограф В.В. Куйбышева.

Радиограмма В.В. Куйбышева Г.Г. Петрову. Фото: РГАСПИ

№5. Протокол №2 заседания правительственной комиссии

  • 15 февраля 1934 г.
  • Сов. секретно
  • Председатель - Куйбышев В.В.
  • Присутствуют: члены комиссии - тт. Каменев, Уншлихт, Янсон и Иоффе7, тт. Ушаков, Слепнев, Чухновский, Алексеев, Бочек, Волобуев.
  • Постановили:
  • 1. Образовать в районе мыса Северный - Уэлен чрезвычайную тройку по оказанию помощи пассажирам "Челюскина" в составе: т. Петрова (предс.), т. Натауге (пред. РИК-а8) и т. Белобородова (пред. погран. охраны ОГПУ).
  • 2. Обязать все организации, работающие в районе м. Северный - Уэлен (полярные станции, Союзпушнина, кооперативные организации) выполнить все требования чрезвычайной тройки и оказывать всемерное содействие по оказанию помощи пассажирам "Челюскина".
  • 3. Командира всех самолетов т. Куканова подчинить непосредственно чрезвычайной тройке. В виду того, что основным средством оказания помощи являются самолеты, предложить т. Куканову обеспечить немедленную готовность всех самолетов.
  • 4. Предложить чрезвычайной тройке приложить все усилия к тому, чтобы операции по оказанию помощи пассажирам "Челюскина" были закончены до 1-го марта.
  • 5. Распоряжения О.Ю. Шмидта чрезвычайной тройке исполнять безотлагательно.
  • 6. Обязать чрезвычайную тройку ежедневно доносить по адресу СНК - т. Куйбышеву о ходе подачи помощи пассажирам "Челюскина".
  • 7. а) Предложить ОГПУ командировать звено в составе трех самолетов с Камчатки (г. Петропавловск) на Уэлен для участия в оказании помощи экспедиции О.Ю. Шмидта.
  • б) Обязать НКВМ9 выделить 3 самолета Р-5 и в 5-дневный срок подать их во Владивосток с добавочными баками бензина для передачи их летчикам тт. Галышеву, Молокову и Липпу для погрузки самолетов на пароход.
  • в) Предложить тов. Уншлихту командировать летчика т. Галышева во Владивосток для дальнейшей отправки в Петропавловск. В этих же целях тов. Иоффе командировать во Владивосток тт. Молокова и Липпа.
  • г) Обязать НКВод предоставить для погрузки указанных самолетов суда и немедленно перевезти их на Камчатку.
  • 8. В целях подготовки - на случай крайней надобности10 - резервной авиационной группы в Аляске (САСШ)11 командировать в Америку т. Ушакова и летчиков тт. Слепнева и Леваневского.
  • 9. Телеграфировать т. Трояновскому, чтобы он, не предрешая вопроса, позондировал возможность приобретения 2-х аэропланов с минимальной посадочной скоростью.
  • К покупке аэропланов в Америке прибегнуть лишь в случае крайней необходимости и лишь по решению СНК после прибытия тт. Слепнева и Леваневского в Америку12.
  • Председатель - В. Куйбышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 947. Л. 7-8. Подлинник. Машинописный текст, рукописная дописка чернилами, правка и подпись - автограф В.В. Куйбышева.

№6. Телеграмма Н.Н. Хворостянского заместителю начальника Главсевморпути С.С. Иоффе

  • 16 февраля 1934 г.
  • Копия [Из] Уэлена.
  • Аварийная, Москва, Главсевморпуть, Иоффе.
  • Я назначен начальником спасательной экспедиции на собаках. Мобилизовывать оленей нецелесообразно, по льду идти не могут. Сегодня выезжаю, имея с собой 20 нарт, по дороге к исходному пункту мыс Онман, полагаю мобилизовать еще 20-30 нарт. Буду пробиваться по льду до встречи со Шмидтом, имея установку вывезти в первую очередь женщин, детей, больных. Моя операция согласована Шмидтом. Думаю добраться до места аварии в 15 дней. В составе экспедиции имею, помимо себя, одного европейца, метеоролога Ардамацкого, остальные чукчи. До приезда Шоломова заместителем по станции оставляю доктора Леонтьева.
  • Хворостянский.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 720. Л. 2. Заверенная копия. Машинописный текст.

Операция по спасению экспедиции парохода "Челюскин". Гидросамолет Ш-2 летчика М.В. Бабушкина на льдине. Фото: РИА Новости

№7. Телеграмма О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву

  • 5 марта 1934 г.
  • [Из] лагеря Шмидта.
  • Аварийная, М[о]ск[ва], Совнарком, Куйбышеву. Копия, Главсевморпуть, Иоффе. Копия, РОСТА.
  • Сегодня, пятого марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на "Челюскине" женщин и обоих детей. Самолет взял направление надо льдом с поразительной уверенностью, вышел прямо на аэродром, посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии двухсот метров. Успех полета товарища Ляпидевского тем значителен, что стоит почти сорокаградусный мороз. Не доходя аэродрома, образовалась большая полынья, [так] что для переправы пришлось тащить из лагеря шлюпку три километра через лед. Удачное начало спасательной операции еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны. Глубоко благодарны.
  • Начальник экспедиции Шмидт.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 950. Л. 93. Подлинник. Машинописный текст.

№8. Протокол совещания БРИЗа13 при Управлении воздушной службы ГУСМП

  • 9 марта 1934 г.
  • Председатель - Аникин.
  • Секретарь - Карамышев.
  • Присутствовали: Аникин, Побежимов, Алексеев, Коваленко, Карамышев.
  • Повестка дня: Разбор предложений по спасанию экипажа "Челюскина".
  • 1. Слушали:
  • Предложение тов. Сотника о посадке самолетов в тумане с помощью ракетной сигнализации.
  • Постановили:
  • Способ, предложенный тов. Сотником, является известным. Применение вышеуказанного способа в условиях постоянного аэродрома приемлемо. В условиях дрейфующего торосистого аэродрома применение крайне затруднительно и возможно лишь при наличии тумана местного и невысокого. При густом тумане или распространяющемся на большую высоту ракетная сигнализация бессильна.
  • На основании вышеизложенного совещание БРИЗа считает данное предложение не заслуживающим внимания.
  • 2. Слушали:
  • Предложение инженера Чижикова о спасании челюскинцев при помощи шаров-прыгунов.
  • Постановили:
  • Шары-прыгуны для доставки челюскинцев на берег неприемлемы: не имеется легких и портативных газодобывательных установок для снабжения челюскинцев газом.
  • Шары-прыгуны целесообразно применять на одного человека и в одиночку, а не группами, как предлагает тов. Чижиков, т.к. последнее увеличивает громоздкость и усугубляет опасность.
  • Отсюда предложение т. Чижикова о связках, группах шаров неприемлемо.
  • Пользование шарами требует весьма основательной предварительной тренировки, иначе прыгающий может попасть в трещину, полынью и т.д. и даже разбиться.
  • Инструкторов по этому делу нет, тип шара-прыгуна не разработан. Первые опыты были неудачны.
  • Направлять в лагерь челюскинцев группу людей на шарах с берега - нецелесообразно, т.к. рассчитать большую перемену ветра почти невозможно. Группы прыгающих людей может разбросать ветром в различных направлениях. Последнее создаст новые точки, которые нужно будет в свою очередь спасать другими средствами, что создаст еще более невыгодные условия.
  • На основании всего изложенного совещание считает предложение инженера Чижикова неприемлемым.
  • Председатель Аникин.
  • Секретарь Карамышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 719. Л. 27. Подлинник. Машинописный текст.

№9. Телеграмма В.В. Куйбышева летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову

  • 13 марта 1934 г.
  • Хабаровск, Аэрофлот, Галышеву, Доронину, Водопьянову.
  • Копия, Крайком, Лаврентьеву, Крутову, Федько14.
  • Создавшаяся обстановка требует вашего срочного вылета на Север. Значение ваших многоместных самолетов в деле спасения челюскинцев все возрастает, так как моторы самолета Ляпидевского не совсем в порядке, а погруженные на пароходы "Смоленск", "Сталинград" самолеты "Р-5", "Ш-2" и "У-2" запаздывают в сроках и15 имеют минимальную пассажирскую кабину.
  • Правительство уверено, что все возложенное на вас задание будет выполнено вами с честью. Дорог каждый час16. Ежедневно доносите положение дел.
  • Куйбышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 724. Л. 6. Подлинник. Машинописный текст, рукописная правка.

Летчики В.Л. Галышев (1892-1940) и И.В. Доронин (1903-1951).

№10. Телеграмма председателя чрезвычайной тройки по спасению "челюскинцев" Г.Г. Петрова В.В. Куйбышеву и советскому руководству

  • 13 апреля 1934 г.
  • Ванкарем. Правительств[енная], М[о]ск[ва], Куйбышеву.
  • Передать вне очереди. Правительств[енная], Москва, Сталину, Молотову, Калинину, Ворошилову, Куйбышеву, Ягоде.
  • Сегодня, тринадцатого апреля, самолетами Молокова, Каманина, Водопьянова доставлены в Ванкарем последние 6 челюскинцев во главе с Бобровым, капитаном Ворониным, радисты Кренкель, Иванов, моторист Погосов, боцман Загорский. Одновременно с челюскинцами доставлены на берег 8 собак, заброшенных в лагерь самолетом для переброски на аэродром больных, ценных грузов. Доставкой последних шести человек спасение челюскинцев считаем выполненным. Форсируем переброску людей в Уэлен, Провидение для посадки на пароход.
  • Председатель чрезвычайной тройки Петров, член тройки Небольсин.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 957. Л. 79. Подлинник. Телеграфная лента.

№11. Записка заместителя председателя ЦК Союза рабочих водного транспорта Каменева В.В. Куйбышеву

  • 9 мая 1934 г.
  • Совнарком СССР, т. Куйбышеву.
  • В связи с приближением момента возвращения участников похода на "Челюскине" и летчиков героев Советского Союза в Москву при целом ряде организаций создаются комиссии к встрече моряков и летчиков.
  • ЦК водников точно также проводит подготовительную работу к встрече участников экспедиции, так как подавляющее большинство участников похода и летчиков являются работниками водного транспорта и членами нашего союза.
  • Однако уже на первых шагах практической работы мы столкнулись с наличием некоторого параллелизма в работе с комиссией, созданной НИТОВТ17 и ЦАГИ18 совместно с ЦК Авиаработников.
  • Считая, что подобная организация подготовки встречи при наличии ряда комиссий приведет к распылению сил и средств и вызовет неизбежный параллелизм в работе, мы просим Вас в самом срочном порядке поставить вопрос в правительстве о создании Центральной правительственной комиссии по встрече челюскинцев с включением в ее состав представителей ЦК водников, ГУСМП, Наркомвода, Авиапромышленности, ВЦСПС и ЦК союза авиаработников, а также центральной прессы.
  • По нашему мнению, такая комиссия будет лучшим образом координировать всю работу по подготовке к встрече героев Арктики.
  • Со своей стороны мы выдвигаем предложение - поручить руководство комиссией т. Иоффе - зам[естителю] нач[альника] ГУСМП.
  • Зам. председателя ЦК Союза рабочих водного транспорта Каменев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 967. Л. 1-1об. Подлинник. Машинописный текст.

Проект постановления Совнаркома об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 11 июня 1934 г. Фото: РГАСПИ

№12. Записка и.о. начальника Главсевморпути С.С. Иоффе В.В. Куйбышеву

  • 11 июня 1934 г.
  • В Совет народных комиссаров тов. Куйбышеву В.В.
  • В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 20/IV-34 г. о награждении участников полярного похода на л/к "Челюскин" и летно-подъемного состава, участвовавшего в их спасении со льдины, представляю на утверждение СНК СССР смету на выплату указанных наград на общую сумму в 620887 рублей.
  • Кроме указанной суммы, подлежит выдаче также вознаграждение американским бортмеханикам гг. Кляйду Армстеду и Уильму Левари в сумме до 2500 ам. долларов для каждого.
  • Прошу СНК СССР отпустить указанные выше суммы из резервного фонда СССР.
  • Приложение: Проект постановления СНК СССР19.
  • и.о. начальника Главсевморпути Иоффе

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1027. Л. 65. Подлинник. Машинописный текст, резолюция - автограф В.В. Куйбышева: "т. Сталин. Прошу проголосовать опросом членов ПБ прилагаемый проект постановления СНК СССР"; результаты голосования ("За") - подписи-автографы И.В. Сталина, Л.М. Кагановича и др.

№13. Протокол комиссии тов. Куйбышева по вопросу об организации встречи челюскинцев в Москве

  • 14 июня 1934 г.
  • Председатель - тов. Куйбышев.
  • Присутствовали: тт. Ворошилов, Жданов, Уншлихт, Грач, Эйдеман, Хвесин, Коган, Вуль, Паукер, Горбачев, Петерсон, Гулько.
  • Постановили:
  • 1. Размер демонстрации трудящихся г. Москвы на Красной площади определить до 200 тыс. чел.
  • 2. От вокзала на машинах челюскинцы едут на Красную площадь в следующем порядке: Герои Советского Союза вместе с Правительственной комиссией, затем Бобров, Воронин, Баевский, Копусов, Кренкель и затем все остальные челюскинцы.
  • 3. На левом крыле мавзолея размещаются: герои Советского Союза вместе с членами ПБ и Правительством, там же тт. Шмидт, Бобров, Воронин, Баевский, Копусов, Кренкель, остальные челюскинцы, летчики, летнабы20 размещаются на специально устроенной перед решеткой мавзолея по тротуару трибуне (1 метр высотой) и на правом крыле мавзолея.
  • Постройку трибуны возложить на тов. Петерсона.
  • На боковых трибунах должно быть размещено не менее 500 человек представителей интеллигенции (инженеры, ученые, писатели, художники, артисты).
  • 4. Предложить товарищам Хвесину и Петерсону построить большой макет судна "Челюскин" и поместить его на Лобном месте.
  • 5. Митинг открывается тов. Куйбышевым (он же произносит приветствие от ЦК и СНК), затем слово тов. Ворошилова, тов. Булганина, челюскинцев, летчиков, тов. Жданова.
  • 6. После митинга мимо мавзолея проходят: воинские части (пехота и кавалерия - 5000 человек), физкультурники (5000 человек), Осоавиахимовцы (2000 чел.), отряды Наркомвода, ГУСМП, Аэрофлота; затем присутствующие на площади делегации заводов (20000 чел.); затем танки; затем демонстрация рабочих гор. Москвы (200000 чел.).
  • 7. Поручить тов. Грачу составить телеграмму за подписью тов. Куйбышева и разослать соответствующим крайкомам и обкомам, а также тов. Боброву о том, чтобы соблюдался график движения поезда с челюскинцами и поезд прибыл в Москву точно по расписанию.
  • 8. Поручить тт. Когану и Хвесину составить сообщение для напечатания в газетах 17.VI - о том, что челюскинцы прибывают в Москву 19.VI (не указывая вокзала) и прямо с вокзала направляются для встречи на Красную площадь.
  • 9. Иностранцев специально не приглашать, но в случае пожелания с их стороны присутствовать на встрече - не возражать.
  • 10. Разрешить Московской организации устроить чествование челюскинцев в парке культуры и отдыха.
  • 11. Разрешить тов. Уншлихту устроить один объединенный банкет авиации и водников по чествованию челюскинцев.
  • Поручить тов. Петерсону организовать в Кремле 21.VI - спектакль "Чужой ребенок"21 (театра Сатиры) и обед для челюскинцев и членов Правительства.
  • 12. Запретить проведение торжественных собраний в честь челюскинцев, кроме указанных в данном постановлении.
  • Председатель - В. Куйбышев.

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 967. Л. 22-23. Подлинник. Машинописный текст, рукописная правка чернилами и карандашом, подпись и правка - автограф В.В. Куйбышева.

Председатель комиссии В.В. Куйбышев (1888-1935) и О.Ю. Шмидт. Фото: РИА Новости

№14. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о комиссии по спасению и эвакуации челюскинцев

  • 5 июля 1934 г.
  • [Слушали]. О комиссии по спасению и эвакуации челюскинцев.
  • [Постановили]. Утвердить следующий проект постановления СНК СССР.
  • 1. Ввиду окончания работы по спасению и эвакуации челюскинцев, Комиссию по показанию помощи участникам экспедиции тов. Шмидта О.Ю. и команде погибшего судна "Челюскин", созданную постановлением СНК СССР от 14 февраля 1934 г. - распустить.
  • 2. Отметить отличную22 работу Комиссии, обеспечившей широкий размах спасательных операций, своевременную переброску самолетов, морских судов, ледокола, механизированного транспорта и т.д., подбор исключительно преданных, самоотверженных и квалифицированных работников, участвовавших в спасении, а также рациональное применение спасательных средств.
  • Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
  • Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. Мирошников.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1030. Л. 6. Подлинник. Машинописный текст, правка - автограф И.В. Сталина, результаты голосования ("За") - подписи-автографы И.В. Сталина, Л.М. Кагановича.


  • 1. ГУГВФ - Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР.
  • 2. НКВод - Наркомат водного транспорта.
  • 3. ГУПО - Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ при Совнаркоме СССР.
  • 4. См. док. №3.
  • 5. Трояновский Александр Антонович (1882-1955) - советский посол в США в 1933-1938 гг. Как он вспоминал, "сообщение о гибели "Челюскина" мы прочли в американских газетах 14 февраля. В тот же день я получил от т. Куйбышева распоряжение выяснить возможность в случае необходимости высадки челюскинцев или части их на берегах Аляски. Быстрота, с которой было дано это распоряжение, показывает, как энергично и скоро организовалось советским правительством спасение челюскинцев и как широко и предусмотрительно намечались меры к этому спасению. Из государственного департамента (...) нам ответили, что не только не будет препятствий к высадке челюскинцев на Аляске, но им будет оказана всяческая помощь. 15 февраля Москвой у меня была запрошена информация о существующих средствах сообщения между Аляской и Калифорнией. Вскоре мы получили сообщение о выезде в США для помощи челюскинцам Ушакова, Слепнева и Леваневского" // Как мы спасали челюскинцев. М., 1934. С. 400.
  • 6. Слова: "правите[льственная] аварийная" вписаны от руки красным карандашом, предположительно, В.В. Куйбышевым.
  • 7. Далее присутствующие вписаны от руки чернилами.
  • 8. РИК - райисполком. Речь об Уэленском райисполкоме.
  • 9. НКВМ - Наркомат по военным и морским делам. Был упразднен спустя месяц после заседания комиссии, 15 марта 1934 г.
  • 10. Изначально вместо "на случай крайней надобности" было: "в случае надобности". Правка - В.В. Куйбышева.
  • 11. САСШ - принятое в раннесоветский период написание аббревиатуры США.
  • 12. Весь абзац был кардинально переписан В.В. Куйбышевым. В первом варианте: "Вопрос о полете тт. Слепнева, Леваневского и о покупке аэропланов решить после прибытия товарищей на месте в зависимости от обстановки", Летчики М.Т. Слепнев и С.А. Леваневский вместе с уполномоченным комиссии по спасению челюскинцев Г.А. Ушаковым прибыли в Нью-Йорк 28 февраля 1934 г., после выехали в Сиэтл. Позднее самолеты были куплены на Аляске у компании "Пан-Америкен".
  • 13. БРИЗ - бюро рационализации и изобретательства.
  • 14. "Федько" вписан от руки чернилами.
  • 15. Слова "запаздывают в сроках и" вписаны от руки чернилами.
  • 16. Предложение вписано от руки чернилами.
  • 17. НИТОВТ - научное инженерно-техническое общество водного транспорта.
  • 18. ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт.
  • 19. Текст приложения опущен. Проект постановления СНК об отпуске ГУ СМП 621 000 руб. и 5 тыс. американских долларов был рассмотрен и утвержден Политбюро 13 июня 1934 г.
  • 20. Летнабы - летчики наблюдения; летчики, ведущие наблюдение с воздуха.
  • 21. "Чужой ребенок" - пьеса советского драматурга В.В. Шкваркина (1933). Главный театральный хит 1933-1934 гг., только за первый сезон поставленный в 500 советских театрах.
  • 22. Изначально вместо "отличную" было: "положительную". Перечеркнуто и вписано карандашом И.В. Сталиным.