23.09.2013 08:30
    Поделиться

    Директор воронежского музтеатра: Нас хотят уничтожить

    Команда известного продюсера, ректора воронежской академии искусств Эдуарда Боякова обнародовала аналитический доклад "Культурная среда и культурная политика в Воронежской области". Текст доступен для широкого обсуждения на сайте регионального департамента культуры и архивного дела.

    Первым откликнулся руководитель единственного в Черноземье музыкального театра Игорь Непомнящий. Он публично заявил, что эксперты оклеветали его лично и возглавляемое им учреждение, а предложенные в докладе "антикризисные" меры направлены на окончательный развал местной культуры.

    - Нас уничтожают с помощью наших же денег, - подчеркнул Непомнящий (имея в виду потраченные на исследование восемь миллионов рублей бизнесмена-благотворителя Геннадия Чернушкина), - которые могли бы быть потрачены на наше возвышение... Картина, изложенная в докладе, необъективна, с элементами вранья - готов представить документы. Есть повод задуматься и о духовно-нравственном состоянии авторов раздела о театре. Скорее всего, они не были на наших постановках. Зато почти наверняка ходили на спектакль эстонского Театра № 099 "Педагогическая поэма", где пропагандировалась лесбийская любовь и обнажались гениталии. Раз Эдуард Бояков позволил себе давать нам рекомендации, я бы хотел, в свою очередь, посоветовать ему вернуть средства в казну и спонсору, доклад выбросить в урну и подумать о том, стоит ли оставаться на посту ректора Академии искусств.

    Что же вызвало столь острую реакцию заслуженного артиста РФ?

    Эксперты отметили, что воронежский театр оперы и балета находится в критической ситуации - как в инфраструктурном, так и в художественном плане. Зданию, возведенному полвека назад, нужна срочная реконструкция: капремонта не было ни разу, акустика зала несовершенна, современного оборудования нет. Соответственно, приобретать качественные спектакли за рубежом или приглашать ведущих режиссеров невозможно.

    "Художественное руководство аморфно", обширный репертуар давно не обновлялся, в сезонной афише преобладают оперетты. "В балете отсутствует классика современной хореографии", а "оперные постановки выдержаны в эстетике провинциального советского театра". Вдобавок спектакли показываются почти без репетиций (зал часто сдается в аренду эстрадным гастролерам), что не позволяет достигать высокого исполнительского уровня. Балетная труппа по несколько месяцев в году отрабатывает контракт с зарубежными импресарио, воронежский зритель довольствуется малым.

    Нарекания у наблюдателей вызывает игра оркестра. Его предложено реформировать (и для разгрузки музыкантов создать, например, второй состав), на базе хора организовать самостоятельную капеллу, попытаться привлечь к сотрудничеству лучшие оперные театры Европы, лучших дирижеров и солистов. Традиционный подход к репертуару рекомендовано дополнить форматом stagione: премьеры долго репетируются и показываются раз в сезон серией с приглашенными артистами высокого класса, а старые спектакли подаются блоками по три-четыре показа в течение недели, после чего отставляются на квартал.

    По мнению Игоря Непомнящего, подобные советы отдают демагогией:

    - В случае начала реконструкции, которой мы ждем десятки лет, нам попросту негде будет размещаться со своим штатом, реквизитом и оборудованием. А тут предлагают "выход из положения" - распустить труппу (которую потом ни за что не восстановишь) и временным коллективом реализовывать "проекты" ради нескольких показов! У нас самих серьезные солисты, лауреаты международных конкурсов. Приглашаем не последних артистов, востребованных на мировой сцене. Да, репертуар изношен, но спектаклей огромное количество, поэтому мы и не успеваем их отрепетировать. Мы при практически полном отсутствии финансирования выпускаем по два-три спектакля в год, получаем положительные отзывы критики. Наверное, если бы вместо этого мы за большие деньги делали одну постановку со "звездами российского кинематографа" и нецензурной бранью, как на спектакле Веры Полозковой (режиссер - господин Бояков), то наше художественное руководство не считалось бы аморфным, а продвинутым и креативным?

    Претензии, касающиеся засилья эстрадных концертов на сцене оперного, Непомнящий также отмел, пояснив, что без сдачи зала в аренду нереально выполнить госзадание по посещаемости и собственным доходам. На старых постановках аншлагов не бывает, да и силами труппы (с учетом выходных, отпусков и периода подготовки к открытию сезона) физически возможно дать 145 спектаклей в год, а по плану следует провести 212. Таковы расчеты дирекции, направленные минувшей весной губернатору области.

    - Вместо ответа нам через некоторое время подняли планку - с 123 до 148,8 тысячи зрителей, что эквивалентно дополнительным 26 аншлагам, - отметил Непомнящий. - А их собрать нелегко - это в Камерном театре всего сто мест, у нас же более тысячи. Средняя заполняемость зала по году - 65-67 процентов. Часть дохода от гастролеров мы направляем на новые постановки, но это незначительные суммы. Что касается зарубежных поездок балетной труппы, то на них театр заработать не может: все оплачивает принимающая сторона, а на Западе больших денег не дадут. Мы бы не заключали долгосрочный контракт на эти гастроли, но в 2005 году шел серьезный разговор о реконструкции здания, и нам настоятельно советовали таким образом уберечь от вынужденного простоя хотя бы балетных. Мы честно до прошлого года исполняли договор. А ремонт так и не начался.

    Замкнутый круг: чтобы привлечь нужное количество зрителей, театр пускает к себе непрофильных артистов, в итоге загрузка зала не позволяет нормально отрепетировать собственные спектакли, а полученный доход недостаточен для финансирования качественных новых постановок. Воронежцы, тянущиеся к культуре, конечно, в бюджетные хитросплетения не вникают. Они ходят на водевиль "Мужчина моей мечты" и… мечтают когда-нибудь вновь увидеть элитарного "Князя Игоря".

    Игорь Непомнящий указал на то, что областные власти не поддерживают театр оперы и балета в должном объеме - зарплаты маленькие, премьеры оплачиваются наполовину, восстановление здания отложено в долгий ящик. Первое письмо руководству тогда еще обкома партии о том, что оперному нужен срочный капремонт, датируется 1988 годом. Последнее - 2008-м. В 2009-м устарела проектно-сметная документация, выполненная за 12 миллионов бюджетных рублей. Степень износа здания такова, что, по одному из предложений проектировщиков, его целесообразно снести, чтобы строить с нуля. На это, по данным Непомнящего, может уйти порядка 2-2,5 миллиардов рублей, в то время как самый дешевый вариант реконструкции обойдется в 1,5-2 миллиарда. Директор театра сообщил, что власти обещали начать работы в 2013-2014 годах и "готовы выделить сумму с семью нулями".

    - Но нас лишили площадки для переезда в случае начала реконструкции! Единственное подходящее здание - драмтеатр, преобразованный в концертный зал. Он теперь не бюджетное учреждение, а АУК. Значит, мы должны будем платить за аренду, - добавил Игорь Непомнящий.

    Он саркастически заметил, что освоение средств могут поручить крупным местным бизнесменам, реализующим масштабные проекты в сфере культуры, намекая на их заинтересованность в получении контроля над театром. На эту задачу, по его мнению, работает и "очернительский" доклад группы Боякова. Однако затем сам же Непомнящий признал, что на данный момент готовность властей финансировать реконструкцию или капремонт не подкреплена статьями в бюджете. Так или иначе, идея о том, что владельцы современных концертных залов поборются за право восстановить (или пересоздать) конкурирующую площадку, пока выглядит не совсем убедительной.

    Поделиться