20.03.2013 23:20
    Поделиться

    Мария Городова: Пост - это не аскетическое упражнение

    Великий пост - главный пост православных христиан наступает сразу за Прощеным воскресеньем и длится 7 недель, вплоть до Пасхи (в этом году- 5 мая). Цель этого самого продолжительного поста - подготовить нас к встрече Светлого Воскресения Христова.

    Постимся, но ради чего?

    Первый и часто последний вопрос, возникающий у многих, когда они слышат словосочетание "Великий пост", звучит так: "А какие продукты нельзя есть?", как будто Бог - это верховный диетолог, предписания которого надо соблюдать под страхом смерти.

    Говорить о еде, рассказывая про Великий пост, то же самое, что перечислять блюда обеда, имеющего место быть во время долгожданной встречи с тем, кого ты любишь и кем любим. Пост - это радость, пост - это долгожданная встреча человека с его Создателем, и, "пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми", - говорил митрополит Антоний Сурожский.

    Читайте также

    Итак, пост - не диета, когда человек следит за тем, чем питается, для того чтобы привести свое тело в соответствующую форму. Больше того, пост - это и не аскетические упражнения, развивающие нашу внимательность к тому, что происходит в нас, тренирующие нашу силу воли: сумею ли я подчинить желания своего тела самому себе, или они по-прежнему будут главенствовать во мне, определять, чем и как я живу? Кто хозяин во мне самом: разнообразные хотения моей плоти, или мой ум и дух? Да, восстановление правильной иерархии, когда не наше "хочу, и все тут" влачит нас за собой, а наше сознание, ум и дух определяют, как мы живем, - это важно. Но и такое самовоспитание - еще не пост, а всего лишь техника по самосовершенствованию.

    Пост становится постом, а ничем иным тогда, когда все наши усилия, все наши подвиги - большие и малые - подчинены одной цели. Какой? Ради чего все это делается? Ради усовершенствования моего тела? Развития моей воли? Обогащения моего ума? Укрепления моего духа? Нет. Ничто из того, что имеет принадлежность ко мне, что описывается определениями "мой, моя, моё", не может стать целью поста. Мы принимаем пост не ради себя! Мы принимаем пост ради Христа. Не ради такого дорогого нам, но тем не менее тленного нашего тела. Не ради укрепления нашей сегодня такой решительной, но все же легко пасующей перед трудностями воли. Не ради нашего переменчивого ума. Или нашего так часто мятущегося духа. Нет, все подвиги поста не ради нас самих, они ради Христа. Он - наша цель.

    Когда-то, две тысячи лет назад, Он, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к нам, людям, проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного нам рациона, или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя не до степени, вот, все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не по силам. Поэтому пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой - без молитв, без участия в Таинствах Исповеди и Причастия, без укрепляющей силы Елеопомазания, без дел милосердия, которые превращают нас в соработников Богу.

    Зверь или ягненок?

    То есть пост - этот подвиг любви, мы не можем совершить только своими силами. А значит, начинать надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам.

    Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы свт. Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й). Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается Акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста.

    Читайте также

    "Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи", - объяснял знаменитый духовный подвижник XX в. Паисий Святогорец.

    К выполнению обязательно

    Телесный пост у каждого разный: кто-то воздерживается от мяса, кто-то вдобавок не ест молочное, яйца. В монастырях ограничения простираются и на рыбу (она разрешена всего два раза - на Благовещение (7 апреля) и в Лазареву субботу (27 апреля в 2013 г.), и даже на пищу с растительным маслом (масло позволяется только по вторникам, субботам и воскресеньям). В посте телесном многое зависит от состояния здоровья, возраста, нагрузок, опыта. Но кроме поста тела есть еще пост душевный. И вот его соблюдать обязательно.

    "Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного, - учит один из почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Кирилл (Павлов). - Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства".

    Продолжение следует.

    Ждем ваших писем: 125993, г. Москва,

    ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты" или pisma-maria@mail.ru

    Поделиться