21.02.2013 13:00
    Поделиться

    20 лет назад Вооруженные силы России потрясли мировое сообщество

    В Абу-Даби завершился 11-й международный салон вооружений и военной техники IDEX-2013. Он подтвердил: наше оружие остается в цене. А истинную его цену впервые продемонстрировали здесь же в Абу-Даби в феврале 1993 года.

    Тот год вошел в отечественную историю как достаточно смутный. Внимание общества было приковано к внутреннему политическому кризису, поэтому многое из того, что происходило вне страны, осталось незамеченным. Между тем двадцать лет назад случилось два интереснейших события, прямо связанных с военной техникой и вооруженными силами.

    Соединенные Штаты потерпели позорное поражение от босоногих солдат мятежного генерала Айдида в Сомали, где потеряли свои боевые вертолеты "Черный ястреб", несколько пилотов и большое количество спецназовцев.  А Россия показала всему миру красоту и мощь своего оружия. Случилось это в Объединенных Арабских Эмиратах.

    Про падение "Черного ястреба" мы мало что тогда слышали. А про триумф русского оружия в эмиратских пустынях не знаем и до сих пор. Между тем, зимой девяносто третьего была проведена, без преувеличения, блестящая войсковая операция, организаторов которой, увы, орденами и медалями не отметили.

    Российская Федерация только-только стала самостоятельным государством, шла перестройка всех структур власти, в том числе, занимавшихся торговлей оружием. И тут стало известно, что в середине февраля 1993 года в столице ОАЭ городе Абу-Даби будет проводиться первая международная выставка вооружений и военной техники. Было предложено воспользоваться моментом и показать всем потенциальным инозаказчикам российское оружие в боевом применении. Сегодня трудно сказать, кому эта идея пришла в голову, так как тогда существовало несколько структур, занимавшихся спецэкспортом, ведущими из которых были "Оборонэкспорт" и "Спецвнештехника". Но победу более чем рискованного предприятия обеспечил покойный министр обороны Павел Грачев.

    Надо отметить, что оружейные салоны, проводившиеся до того времени, отличались чопорностью и аристократизмом. Собирались ведущие мировые производители и потребители вооружений, осматривали выставленную на подиумах технику, вели неспешные беседы, пили кофе и коньяк, а потом принимали решение, кто у кого и за какую сумму купит предметы военного назначения. Ни о каком экстремальном вождении танков и бронемашин, тем более ни о какой стрельбе даже мыслей не возникало. Россия сломала все стереотипы!

    Наши дипломаты, в том числе военные, смогли убедить организаторов первого IDEX и власти Эмиратов в том, что их выставка должна принципиально отличаться от всех мировых аналогов - тогда успех ей будет обеспечен. И главным отличием должно стать то, что впервые всем участникам покажут боевое применение выставляемых образцов, то есть, демонстрацию ходовых возможностей колесной и гусеничной техники, а также боевые стрельбы из всех видов оружия.

    Политическое решение о вывозе новейших образцов российского оружия в Эмираты приняли в конце 1992 года, а уже в начале следующего года шла активная практическая работа. Это кажется невероятным. Сейчас порой для вывоза какой-нибудь запчасти требуются месяцы согласований и сбор десятков бумаг с важными подписями. А тогда вывозилось полсотни единиц крупной боевой техники, огромное количеств стрелкового оружия и боеприпасов. И все формальности решили за полтора месяца.

    Министр обороны назначил ответственным за подготовку показа и его проведение  командующего ракетными войсками и артиллерией Вооруженных сил РФ генерал-полковника Николая Димидюка.

    Как вспоминает сегодня Николай Михайлович, когда он приехал в Эмираты и оказался на предоставленном местными военными полигоне, то пришел в замешательство. Полигон представлял из себя площадку пять на пять километров. А предполагалось стрелять тактическими  ракетами и тяжелыми системами ПВО на дальность в десятки километров. И русский генерал занялся расширением и полной реконструкцией полигона вооруженных сил ОАЭ. Помогал ему в этом английский полковник-танкист по фамилии Брюс.

    Все успели сделать до открытия выставки. Территорию полигона расширили, построили трибуну на тысячу мест, соорудили всевозможные горки и трамплины для колесно-гусеничной техники. Из России на двух кораблях "Сокол-5" и "Сокол-6" а также семи самолетах "Руслан" доставили 45 образцов техники и необходимые боеприпасы.

    В 12 часов 17 февраля 1993 года был произведен первый залп из "Точки-У" на дальность 45 км. Ракета, в соответствии с названием, попала в точку. Всего было произведено 11 пусков, и все точно в цель.

    Впервые зарубежные зрители увидели ураганную стрельбу реактивной системы залпового огня "Смерч" на дальность 28 км. Было выпущено 60 ракет.

    Самоходная артиллерийская установка "Мста" отстреляла 400 снарядов на различную дальность. Из них сорок выстрелов было сделано управляемым снарядом "Краснополь". Тридцать девять снарядов попали в башню танка на удалении в 20 км. Лишь один дал сбой.  Ни в одной стране мира тогда подобных снарядов не было. Стреляли из различных противотанковых управляемых ракетных комплексов, из всех видов стрелкового оружия. На ходовом показе газотурбинный Т-80У полностью обошел американский "Абрамс".

    После каждого удачного выстрела и после каждого динамичного показа наземной техники сдержанные арабские шейхи и другие гости салона не сдерживали эмоций и устраивали бурные овации. Глава российской делегации Павел Грачев, также находившийся на трибунах, вставал и благодарно раскланивался.

    Все ждали стрельбу из комплексов ПВО "Тор" и С-300ПМУ1, которые впервые вывезли за границу. За стрельбу "Тора"  прямо отвечал генерал-полковник Димидюк, так как комплекс входил в состав ПВО Сухопутных войск. Стреляли по ракетам от "Катюши", которые специально привезли в Эмираты. Все очень волновались. Накануне генерального показа провели тренировочный пуск, и… У всех сложилось впечатление, что промазали. Местные газеты тут же раструбили: "Тор" никуда не годится. Однако на следующий день к Димидюку пришел фотокорреспондент одного из сирийских изданий, которому удалось заснять момент поражения цели. Оказалось, ракета от "Тора" догнала "Катюшу" на границе поражения и сбила в семи метрах от земли. Этот снимок потом обошел многие мировые СМИ.

    А уже во время официального пуска 17 февраля произошла настоящая диверсия. Ракету-мишень пустили, "Тор" изготовился к стрельбе, и в этот момент канадские военные, тоже находившиеся на полигоне, включили свою систему радиоэлектронного противодействия. Экраны российского ЗРК забились помехами. Отстраивать их уже не было времени.

    Как вспоминает Димидюк, он вскочил на броню БМП-3 и рванул к канадской машине РЭБ, которая стояла в паре сотен метров. Подлетев к ней, русский генерал забарабанил молотком по кабине и закричал, что если они не выключат помехи, то он лично расстреляет  машину из пушки БМП. Вид у генерала был такой решительно злой, что канадцы мгновенно вырубили свою радиоэлектронную борьбу, и "Тор" успел сбить цель.

    Очень интересна была история с доставкой и стрельбой С-300ПМУ1. Непосредственно участвовал в тех событиях Геннадий Слипченко, тогда офицер одного их ведущих управлений ПВО.
    По его воспоминаниям, для стрельбы были отобраны лучшие расчеты. Четвертого-пятого февраля пятью рейсами Ан-124 два дивизиона ЗРС С-300ПМУ1  были доставлены на базу ВВС в районе Абу-Даби. Также доставили два комплекса запуска мишеней типа "Рейс".

    17 февраля в 16.03 два "Рейса" пустили с дальности в несколько десятков километров. Летели они на высоте 100-150 метров. На дальности 50 км расчеты С-300ПМУ1 взяли мишени на сопровождение. Работали двумя зенитными ракетами по каждой мишени. Первую поразили на дальности 28 км, вторую подпустили поближе, и поразили на дальности 18 км. Эффект был грандиозным. И это можно себе представить. Огромные ракеты взмывали вертикально вверх и почти исчезали из виду, а потом стремительно неслись к земле и буквально вбивали в песок довольно большие и скоростные "Рейсы", которые шли на бреющем полете.

    Не менее эффектным было то, что после поражения второй мишени, огромные комплексы С-300ПМУ1 сворачивались за три минуты и стремительно уходили с огневой позиции. Демонстрация российской боевой мощи в феврале 1993 года показала, что заявляемые характеристики наших машин и нашего оружия полностью соответствуют реальности. И Российская армия сохранила силу армии Советской.

    А с точки зрения экспорта оружия, по словам Николая Димидюка, который давно работает директором по особым поручениям "Рособоронэкспорта" и возглавлял делегацию этого предприятия на IDEX-2013, именно двадцать лет назад произошел прорыв России на новые рынки вооружений. Сразу после показа в Абу-Даби, Кувейт закупил системы залпового огня "Смерч" и БМП-3, вскоре эту боевую машину пехоты купила и армия Эмиратов. А системы ПВО "Тор" и С-300ПМУ1 стали одними из самых продаваемых в мире.

    В канун 23 февраля хотелось бы поздравить тех военных и работников оборонной промышленности, которые рискнули в далеком феврале 1993 года отправиться пусть на полигонную, но почти настоящую войну в пустыне недалеко от Абу-Даби. И одержали там абсолютную победу!

    Поделиться