01.06.2012 11:49
    Поделиться

    Землю для многодетных в Нижегородской области распределят по жеребьевке

    Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области предложило ввести практику жеребьевки при распределении земельных участков для многодетных семей.

    О том, чем вызвана такая необходимость, а также почему не обрабатываются лакомые куски сельскохозяйственной земли, и как решится вопрос с выкупом участков под стадион к ЧМ-2018, "РГ" рассказал руководитель ведомства Александр Макаров.

    Российская газета : Александр Витальевич, сегодня выделение земли многодетным семьям - горячая тема для всей страны. В Саратове людям раздали абсолютно непригодные участки, в Кирове жители сутками стояли в очереди, записывая номерки на руках. Как процесс организован у нас, какие сложности вы бы отметили прежде всего?

    Александр Макаров : Проблем с учетом очереди точно нет. У нас еще в прошлом году во всех районах внедрили программный продукт по приему документов и ведению учета тех, кто имеет право на получение земельного участка.

    Сегодня многодетные жители региона могут обратиться за получением участка в любой район области. Для этого надо соблюсти только два условия - быть прописанным здесь и иметь троих и более детей. Участки не предоставляются только в Нижнем Новгороде и Сарове. В первом случае мы считаем, что мегаполис все-таки не должен застраиваться частным сектором. Во втором тоже все очевидно, Саров - это закрытое территориальное образование.

    Чтобы жители Нижнего Новгорода могли получить участки недалеко от города, мы перевели часть областных земель сельхозназначения в земли поселений, сформировали несколько участков около Кстова и Богородска. А также в рекреационных зонах - в Сокольском и Чкаловском районах. Свои участки сформировали и все муниципалитеты.

    К данному моменту подано порядка 1400 заявлений от многодетных семей, участки получили только 137. Надо признать, это большой разрыв, земля предоставляется не так быстро, как хотелось бы.

    РГ : Почему очередь двигается так медленно?

    Макаров : Основных причин три. Во-первых, все хотят получить землю недалеко от крупных городов, где ее немного, и не все участки еще сформированы. Во-вторых, градостроительный кодекс требует от нас проекта планировки территории, градостроительного плана, получения технических условий, эти процедуры могут занять до года. На всех этапах мы стараемся ускоряться, по указанным районам работаем в индивидуальном порядке, пытаемся подгонять процесс.

    Наконец, сама процедура предоставления участка достаточно сложна. К примеру, мы приглашаем к нам многодетную маму, говорим номер участка, показываем, где он находится. По закону у нее есть две недели, чтобы согласиться на этот участок или нет. Потом выходит распоряжение о предоставлении земли, и только потом подписывается договор аренды. Лишь после этого мы приступаем к следующему участку. По такой схеме мы движемся очень медленно, поэтому сейчас  работаем над  ее усовершенствованием.

    Уже сформировано несколько массивов в общей сложности на 900 участков. Чтобы ускорить процесс, хотим ввести процедуру жеребьевки, для этого надо будет внести изменения в областной закон. Допустим, есть у нас массив на 70 участков в Кстовском районе, приводим первых в очереди 70 человек и проводим жеребьевку, после чего переходим сразу к следующему массиву, а не идем по отдельным участкам.

    РГ : Есть ли у многодетных возможность выбрать из нескольких вариантов?

    Макаров : Нет, так как тогда процедура предоставления затянется еще больше. Позиция правительства такова: предоставление земли - это некая добрая воля по отношению к многодетным семьям со стороны государства, ведь сняты все ограничения по нуждаемости. Раньше мы говорили, что если получаешь землю, то уходишь из очереди на улучшение жилищных условий, сейчас такого требования в законе нет. Поэтому земля - лишь дополнение к тому, что уже есть у семьи.

    РГ : Участки предоставляются с инфраструктурой?

    Макаров : Мы для себя целью ставим не просто раздать участки, но чтобы люди там построили жилье. Именно поэтому принята схема, по которой сначала заключается договор аренды на три года, в течение которых многодетная семья должна построить дом. Если семья не строится, то землю надо вернуть. В этом наше отличие от других регионов.

    Поэтому и стараемся обеспечить инфраструктурой, ее стоимость для одного участка - 700-900 тысяч рублей. Это газ, вода, электричество, дороги. То есть участки готовятся по тем же принципам, что и другим участникам областных целевых программ, для которых строятся целые поселки.

    Всего у нас в регионе 13,5 тысячи многодетных семей, получается, на всю инфраструктуру надо будет примерно 10 миллиардов рублей. Таких денег в областном бюджете нет. Готовим предложения в федерацию по софинансированию. Таким образом, сейчас основная работа идет по двум направлениям: поиск средств на инфраструктуру и инструментов для кредитования многодетных, чтобы они могли построить жилье на предоставленных участках.

    Есть и другая точка зрения, дескать, выдайте землю, а люди сами решат, что делать и если продадут - ничего плохого нет, ведь они улучшат свое материальное положение. Но при этом бюджет отрывает деньги от других социальных программ, поэтому необходимо, чтобы средства были потрачены именно на социальные проекты.

    РГ : В регионе успешно проходит кампания по оформлению в собственность земель сельхозназначения, которые раньше выдавались людям в виде долей. Однако минсельхоз говорит, что часть земель не обрабатывается и просто придерживается спекулянтами. Насколько велики масштабы проблемы?

    Макаров : Первостепенная задача нашего министерства состояла в том, чтобы все пользователи получили право собственности на землю. Из 2,1 миллиона гектаров у нас сейчас оформлены 1,3 миллиона. В регионе сформировался рынок земли, которая теперь стала предметом оборота, а также залога, что позволяет тем же аграриям развивать свой бизнес.

    С точки зрения сельского хозяйства, насколько я понимаю, основная задача региональных властей - полностью обеспечить область недорогими и качественными продуктами первой необходимости собственного производства. Эта задача сейчас решена почти по всем позициям, поэтому глобальной проблемы в том, что часть сельхозземель не используются, я не вижу. К тому же не забывайте, что многие из них не обрабатывались столько времени, что пришли в полную негодность.

    Что касается спекулянтов. В инвестиционно привлекательных районах действительно есть потенциально интересные для сельхозпроизводителей массивы, которые сейчас не обрабатываются. Но законы по отношению к таким собственникам постоянно ужесточаются. Если раньше процедуру изъятия земли начинали после того, как ее не обрабатывали три года, то теперь срок сокращен до двух лет. Если земля простаивает, владельцу она становится все менее выгодной, так как значительно вырастает либо  арендная плата, либо земельный налог.

    Наконец, самое главное. Изменились правила перевода земель из сельскохозяйственного назначения в земли поселений - то, ради чего и покупались многие лакомые кусочки. Теперь перевод из одной категории в другую можно сделать, только если имеется генеральный план развития населенного пункта, где указано, что он будет расширяться в именно в определенную сторону, поэтому именно там может потребоваться земля.

    РГ : На какой стадии находятся переговоры с владельцами земли на Стрелке, где планируется построить стадион к ЧМ-2018?

    Макаров : В июне в Нижний Новгород должна приехать комиссия ФИФА, которая посмотрит выбранную площадку, после чего и будет принято окончательное решение о строительстве стадиона.

    Что касается прав третьих лиц, то все собственники земли и зданий нам известны, переговоры проведены, свою оценку этой недвижимости мы сделали. Предварительные разговоры с собственниками проведены, речь шла о том, что выплачиваться компенсации им будут в течение нескольких лет, единовременно бюджет такие траты не осилит.

    РГ : Можете озвучить примерную сумму, о которой идет речь?

    Макаров : Не стоит никого пугать обилием нулей, тем более стоимость объектов еще не раз будет уточняться. Мы рассчитываем на принятие специального федерального закона о государственных нуждах в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, он должен быть внесен в Госдуму в июле. В этом случае доказать государственную необходимость выкупа этих земель будет проще. Если собственник не согласен с нашей оценкой, то проводится независимая судебная экспертиза, назначается окончательная цена и по ней земля выкупается в обязательном порядке.

    РГ : В этом году областные власти намерены продать одну из центральных гостиниц города - "Октябрьскую". На объект есть уже потенциальные покупатели?

    Макаров : О претендентах говорить считаю пока преждевременным. В прогнозном плане приватизации продажа намечена на третий квартал, в июне состоится оценка пакета акций, в июле объявим начальную цену аукциона. Ориентировочная стоимость, указанная в плане приватизации, - 100-120 миллионов рублей.

    Здание находится не в лучшем состоянии. Не удовлетворяет нормам по звездности, даже на три звезды. Основная масса номеров по площади всего 11 квадратных метров, а сегодняшний стандарт - 18 метров. То есть почти все стены внутри надо ломать. Да и в целом здание нуждается в ремонте. С точки зрения бизнеса это относительно дорогой актив. Но если говорить просто о квадратных метрах, без учета состояния, то цена может быть втрое выше заявленной в прогнозном плане.

    По практике могу сказать, что если стартовая цена чуть ниже, то финальная будет в итоге выше. Наша задача - принести бюджету максимальную прибыль.

    Поделиться