06.10.2011 07:45
    Поделиться

    Прокуратура: Вице-мэр Смоленска заработал штраф, находясь под домашним арестом

    Решением областногоУФАС России заместитель главы администрации Смоленска, начальник городского управления ЖКХ Николай Петроченко оштрафован на 40 тысяч рублей за необоснованное продление сроков двух муниципальных контрактов, сообщил "РГ" старший помощник прокурора Смоленской области Александр Боровиков.

    Чиновник в настоящее время находится под домашним арестом. На прошлой неделе ему, а также главе администрации Смоленска Константину Лазареву и бывшему директору муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр ЖКХ" Виталию Ерофееву было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Все трое подозреваются в незаконном получении так называемого "входного билета", то есть платы, которую вносят коммерческие организации за право участвовать в тендерах по благоустройству и реконструкции муниципальных объектов в рамках программы подготовки города к 1150-летию. При проведении оперативного эксперимента сотрудники главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ зафиксировали факт получения чиновниками пяти миллионов рублей от представителя московской компании "Евро Дизайн", пожелавшей в 2012 году участвовать в распределении муниципальных контрактов общей стоимостью свыше миллиарда рублей. Административное наказание, наложенное областным управлением ФАС на вице-мэра Николая Петроченко, позволяет оценить, как городские чиновники заботились о приближенных компаниях.

    В августе 2010 года на основании результатов открытых аукционов городское управление ЖКХ заключило муниципальные контракты на реконструкцию улицы Рыленкова стоимостью 32,2 миллиона рублей и капитальный ремонт улицы 25-го Сентября стоимостью 169,9 миллиона рублей. Оба контракта были заключены с одним и тем же ООО "Смоленская дорожно-строительная компания", работы по обоим надлежало выполнить к 20 декабря 2010 года. За неделю до окончания срока вице-мэр Петроченко подписал с руководством подрядной организации дополнительные соглашения по каждому из контрактов, в соответствии с которыми работы на улице Рыленкова были продлены до 1 ноября 2011 года, а на улице 25-го Сентября - до 16 августа 2011 года. Вот за это решение антимонопольная служба и привлекла чиновника к административной ответственности, поскольку закон о размещении заказов не допускает изменения условий муниципальных контрактов ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке. Сам вице-мэр заявил, что нарушил закон по неосторожности - дескать, не предвидел последствий своих действий. Однако если вспомнить о стоимости "входного билета" на муниципальные аукционы, становится ясно, что никакие штрафы в таких условиях просто не страшны. Между тем, у аукционов на право заключения муниципальных контрактов были и другие особенности.

    Упомянутая выше подрядная организация только в августе прошлого года взялась в общей сложности за капремонт и реконструкцию пяти магистральных улиц в Смоленске, заключив муниципальные контракты общей стоимостью свыше 400 миллионов рублей. Во всех случаях эта компания оказывалась единственной, допущенной к участию в аукционе, хотя заявки подавали и другие коммерческие организации. Всем конкурентам было отказано по одной и той же причине - из-за отсутствия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов IV класса опасности. Считать это избыточным требованием к организациям, выполняющим капремонт и реконструкцию улиц города, не получается - специалисты наверняка смогут доказать, что при укладке асфальта рабочим приходится иметь дело с опасными отходами. Однако тот факт, что дорожно-строительные компании, в том числе и имеющие немалый положительный опыт работы по государственным и муниципальным контрактам, такой лицензии не имеют, наводит на мысль, что это требование является ноу-хау мэрии Смоленска - или, скорее, фирмы "Промресурс", привлеченной администрацией города для разработки аукционной документации.

    В областном государственном учреждении "Смоленскавтодор" утверждают, что при выборе подрядчиков для ремонта и реконструкции областных автодорог подобных требований никогда не предъявлялось.

    - В соответствии с законодательством требовать эту или какие-то другие лицензии недопустимо, поскольку генеральный подрядчик имеет право привлекать к работам любые субподрядные организации - в том числе, те компании, которые имеют лицензии на выполнение каких-то специальных работ. Самому генподрядчику получать их не нужно, - пояснили в управлении. - Такие особенные требования появляются, как правило, в тех случаях, когда заказчику по какой-то причине нужно сократить число участников аукциона.

    Вообще, у областного управления ФАС есть опыт рассмотрения вопроса об избыточных требованиях к подрядным организациям. Например, в феврале рассматривалась жалоба екатеринбургской компании "СТК МТ Электро". Заявитель, готовый взяться за проектирование праздничного освещения в исторической части Смоленска, посчитал, что власти Смоленска неправомерно требуют от него лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Речь шла о контракте стоимостью 11 миллионов рублей, и единственным доводом, который сумели привести чиновники в обоснование этого требования, стало то обстоятельство, что проект должен включать в себя… праздничное освещение здания областного управления МВД. Аукцион был приостановлен, нелепости из конкурсной документации убрали, и компании-заявителю удалось заключить контракт.

    В случае с дорожными работами так не получается, в Смоленске от подрядчиков второй год требуют лицензию на право работать с отходами IV класса опасности и пачками не допускают их к участию в аукционах. Пока во всей стране нашлось только две дорожно-строительные компании, которые такой обладают, и обе, по неофициальным сведениям, имеют отношение к смоленским чиновникам.

    Поделиться