30.12.2009 00:20
    Поделиться

    Что смотреть в кино на Новый год и на каникулах

    - "Мы еще поборемся с "Аватаром", - сказал летом обозревателю "РГ" продюсер "Черной молнии" Тимур Бекмамбетов.

    И вот - конец года. Оба фильма один за другим выходят в прокат, выдержав между собой положенные два уик-энда. А рядом с ними - другие хиты. Ведь известно, что новогодние дни - самый лакомый кусок прокатного пирога.

    Кого ударит "Молнией"?

    Тимур Бекмамбетов, которого молва уже окрестила новогодним кино Дед Морозом, выходит с новой крупной работой аккурат к 31 декабря уже не первый год. И собирает кассу, как настоящий Дед Мороз благодарности детей. Он знает, что говорит, выставляя свой фильм против кэмероновского "Аватара": российский зритель так надеется, что в России наконец-то начнут снимать кино на мировом уровне, что обязательно пойдет в кинотеатры, чтобы посмотреть - а не получилось ли на этот раз. К тому же нашим людям очень хочется смотреть про свое родное, а не про далекие миры и планеты. Беда лишь в том, что в фильме "Черная молния" своего, родного, отечественного очень мало.

    В первую очередь это сама главная героиня фильма - черная "Волга" - ГАЗ-21. Сквозная линия фильма - доказать, что отечественная машина может быть лучше, чем "Мерседес". Мечта любого жителя планеты, уставшего от пробок, эта машина умеет летать. Полет стильный, особенно над Тверской и над зданием высотки МГУ, которое прямо просится, чтобы его снимали в фантастических фильмах. Режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев рассказывали журналистам, что пришлось немало потрудиться - снимать полеты над столичными объектами запрещено. В остальном Москва похожа на Готэм-сити из фильма про Бэтмена. Главная героиня (Екатерина Вилкова) похожа на Уму Турман, а главный герой (Григорий Добрыгин) - на Человека-паука. Любовная интрига - два парня не могут поделить девушку - один в один взята из того же Бэтмена.

    Бекмамбетова спрашивали: не собирается ли он снимать третий - "Сумеречный" - "Дозор". Посмотрев "Черную молнию", становится ясно, что вот он - "Сумеречный" - лишь под другим названием. Виктор Вержбицкий в роли такого же злодея, склоняющего главного героя от Света к Тьме, персонаж Валерия Золотухина - ученый, обманувший коллег, - такой же Иудушка с внимательным лицом, действующий по обстоятельствам в свою пользу. Вызов на дежурства в черной "Волге" звучит так же, как в "Аварийке", везущей на борьбу с силами Тьмы Антона Городецкого. Вот только у "Дозоров" сценарист был получше - Сергей Лукьяненко. Авторы картины делают ставку на то, что они впервые за долгое время создают образ супергероя. Но супергерой получился, кроме того, что вторичный, еще и не совсем наш. В фильме есть еще две вещи, которые наши, исконно русские. Первая - персонаж Сергея Гармаша - отец главного героя, водитель трамвая. Но подобную роль Гармаш уже сыграл в "Стилягах". И - вторая - эпизодический герой-алкоголик в исполнении Михаила Ефремова. Еще симпатична песня в исполнении победителя "Евровидения" Александра Рыбака. Но это уже тоже не наша история...

    В прокате с 31 декабря.

    Технология

    "Захват зрителя"

    Когда смотришь фильм в уже ставшим привычном формате 3D, то наряду с тем, что поражаешься объемности изображения, ощущаешь, как это сделано. Когда смотришь фильм, сделанный в таких технологиях, как "Аватар" Джеймса Кэмерона, которые критики уже назвали революционными, то не чувствуешь, как именно это сделано. Просто герои и предметы - они как живые. До такой степени, что даже не замечаются, вплоть до капельки, искорки и росинки...

    И люди здесь частично актеры, а частично компьютерные персонажи. Джеймсом Кэмероном - режиссером знаменитых "Терминатора" и "Титаника", а также автором (не путать с аватаром!) этого фильма - использована новейшая технология не просто "захвата движения", а "захвата образа". И видно, как все, кто работал над этой картиной, буквально купаются в возможности насладиться работой в новых технических условиях. Особенно артисты, среди которых Сигурни Уивер, Зои Салдана, Сэм Уортингтон - они даже приезжали в Россию вместе с Джеймсом Кэмероном, чтобы представить фильм. Кроме того, в какой-то момент наверняка у каждого зрителя в голове возникает "спецэффект", когда не понимаешь: перед тобой живой человек или компьютерный персонаж.

    В "Аватаре" создан мир целой планеты, которую авторы картины с большой философской иронией называют Пандорой. Идеология фильма включает в себя всю историю Америки, начиная с индейцев и заканчивая ситуацией с Ираком. Да и не только Америки. Часть зрителей скажет, мол, ничего нового - вечная голливудская мораль. А другая поблагодарит, что напомнили: даже в высокотехнологичном фильме речь о том, что главное - природа, душа, духовная энергия (здесь она называется Эйва) и энергетика живых существ. Кстати говоря, массовые сцены с компьютерными персонажами впечатляют даже больше, чем придуманные диковинные животные и растения Пандоры.

    В прокате с 17 декабря.

    Дедуктивный метод

    бьет наотмашь

    Еще до премьеры новый фильм Гая Ричи "Шерлок Холмс" оброс слухами. Так, люди, побывавшие на съемках, писали, что Шерлок в исполнении Роберта Дауни-младшего, это скорее не аналитик, использующий знаменитый дедуктивный метод, а боец, сочетающий технику бокса с восточными единоборствами. Ватсон (Джуд Лоу) тоже, мол, только и делает, что дерется.

    Это и правда, и не совсем. Гай Ричи, конечно, не мог не выделить в персонажах Конан Дойла их боевое и агрессивное начало. Ричи ничего так хорошо не умеет, как снимать экшн кино про бандитов, мафиози и сыщиков. Он досконально знает современный преступный мир Лондона, ему хорошо понятно, что чувствовал Шерлок Холмс и как с преступлениями боролся в конце века девятнадцатого. Два этих преступных сообщества, видно, изменились несильно.

    Ричи удалось соединить дедуктивный метод Шерлока с его страстью к боксу и единоборствам. Так Шерлок, прежде чем пустить в ход кулаки, с хладнокровностью машины просчитывает, куда нужно ударить громилу, чтобы тот мог прийти в сознание не меньше чем через полчаса.

    Ватсон в исполнении Джуда Лоу действительно из помощника и летописца становится практически равным Холмсу партнером. Он также хорошо дерется, причем в бою ему помогает трость, в которой хранится клинок. Он в совершенстве освоил дедуктивный метод, но рационален и не доверяет своей интуиции. Он окрылен перспективой брака с гувернанткой Мэри и давно бы оставил своего друга с преступниками Лондона один на один, но душевное состояние Холмса вызывает у доктора опасения.

    Из хандры и сидения в затхлости комнаты на Бейкер-стрит, 221 б, где Холмс доводит себя голодовками и отсутствием свежего воздуха до состояния просветления, великого сыщика выводит появление зла во плоти - лорда Блэквуда.

    Блэквуд - мистик и оккультист, мечтающий запугать своими кровожадными трюками лондонскую элиту и стать во главе палаты лордов, а то и всего королевства. Никакого Блэквуда у Конан Дойла не было. Этого персонажа придумал Гай Ричи как "отражение" самого Холмса. Есть и еще одно отступление от литературного канона. У Конан Дойла читается лишь намек на близкие отношения между Холмсом и воровкой из высшего света Ирен Адлер. У Ричи - это настоящее соперничество-страсть. Да и девушки у Ричи получились скорее из века двадцатого, чем из девятнадцатого. Что Ирен Адлер, что добропорядочная гувернантка Мэри (невеста Ватсона) - обе ловко управляют мужчинами. Ирен манипулирует чувствами Холмса, чтобы повернуть расследование в нужное ей русло, а Мэри ни в какую не хочет оставить Ватсона Шерлоку. Но современному зрителю, взращенному на феминистических сюжетах, смотреть на таких активных барышень интересно.

    Трюков и приключений в фильме много, а у Роберта Дауни-младшего с Джудом Лоу дуэт сложился как нельзя лучше. Глядишь, скоро только такими Шерлока с Ватсоном и будут представлять. Тем более что на последних кадрах фильма к нам является профессор Мориарти. Тот самый, который и олицетворяет злой гений в романах Конан Дойла. Так что вторая серия "Шерлока Холмса" нас ждет. А там, глядишь, дойдет и до киносериала. Дел Шерлоку предстоит раскрыть еще не на одну трубку.

    В прокате с 31 декабря.

    Между тем

    Санта-Барбара в одной серии

    Оскаровская номинантка - режиссер Нэнси Майерс представляет зрителю милую семейную комедию "Простые сложности", в центре которой два самых значимых события в жизни взрослого человека - брак и развод. Джейн Эдлер (Мэрил Стрип) - мать троих детей, владелица кондитерской-ресторана в Санта-Барбаре. Спустя десять лет после развода у нее сохранились дружеские отношения с бывшим мужем, адвокатом Джейком (Алек Болдуин). Все начинает усложняться, когда Джейн и Джейк хотят поздравить сына с окончанием колледжа. Архитектор Адам (Стив Мартин) оказывается вовлеченным в роман между бывшими супругами...

    В прокате с 7 января.

    Поделиться