29.12.2009 17:45
    Поделиться

    Питер Джексон, Джордж Клуни, Гай Ричи: что смотреть в кино на Новый год и на каникулах?

    -Мы еще поборемся с "Аватаром", - сказал летом обозревателю "РГ" продюсер "Черной молнии" Тимур Бекмамбетов. И вот - конец года. Оба фильма - один за другим выходят в прокат, выдержав между собой положенные два уикенда. А рядом с ними - другие хиты. Ведь известно, что предновогодние и новогодние дни - самый лакомый кусок прокатного пирога.

     


     

    Кого ударит "Молнией"?

    Тимур Бекмамбетов, которого молва уже окрестила новогодним кинодедом Морозом, выходит с новой крупной работой аккурат к 31 декабря уже не в первый год. И собирает кассу, как настоящий Дед Мороз - благодарности детей. Он знает, что говорит, выставляя свой фильм против кэмероновского "Аватара": российский зритель так надеется, что в России наконец-то начнут снимать кино на мировом уровне, что обязательно пойдет в кинотеатры, чтобы посмотреть - а не получилось ли на тот раз. По той же причине в кинотеатры пойдет и зарубежный зритель - озадачившись вопросом, как теперь снимают в России и далеко ли продвинулись - прокат картины планируется и в других странах. К тому же, нашим людям очень хочется смотреть про свое родное, а не про далекие миры и планеты - на это тоже ставит расчетливая бекмамбетовская команда. Беда лишь в том, что в фильме "Черная молния" этого самого своего, родного, отечественного очень мало.

    В первую очередь - это сама главная героиня фильма - черная "Волга" ГАЗ-21. Сквозная линия фильма - доказать, что отечественная машина может быть лучше, чем "Мерседес". Что ж, пусть так будет хотя бы в кино. Мечта любого жителя планеты, уставшего от пробок - эта машина умеет стильно летать над Тверской и над зданием высотки МГУ (которое прямо просится, чтобы его снимали в фантастических фильмах). Режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев (работали с Бекмамбетовым над всеми его фильмами) рассказывали журналистам, что пришлось немало потрудиться - снимать полеты над столичными объектами запрещено. В остальном - Москва похожа на Готэм Сити из фильма про Бэтмэна. Почему-то выясняется, что столица стоит на платформе, которую можно пробурить, чтобы найти алмазы - мечта главного отрицательного персонажа. Главная героиня (Екатерина Вилкова) похожа на Уму Турман, а главный герой (Григорий Добрыгин) - на Человека-паука. Любовная интрига - два парня не могут поделить одну девушку - один в один взята из того же Бэтмена. На вопрос о заимствованиях обозревателя "РГ" Тимур Бекмамбетов рассказал, что существует один и тот же язык кино во всем мире. Прозвучало неубедительно.

    Тимура Бекмамбетова много спрашивали - не собирается ли он снимать третий, "Сумеречный Дозор". Посмотрев "Черную молнию" становится ясно, что этот вопрос - неуместен: вот же он, только под другим названием. Виктор Вержбицкий в роли такого же злодея, склоняющего главного героя от Света к Тьме, персонаж Валерия Золотухина - ученый, обманувший коллег - такой же Иудушка с внимательным лицом, действующий по обстоятельствам в свою пользу. Вызов на дежурства в черной "Волге" звучит так же, как в "Аварийке", везущей на борьбу с силами Тьмы Антона Городецкого. Вот только у "Дозоров" сценарист был получше - Сергей Лукьяненко, а в "Черной молнии", кроме автомобильных полетов, никакого оригинального сценарного хода и нет, не говоря уже о диалогах. Авторы картины делают ставку на то, что они, впервые за долгое время, создают образ супергероя, которого так не хватает нашей аудитории, особенно молодой. Но супергерой получился, кроме того, что вторичный, так еще и не совсем наш. Притом, что дебют фактурного Григория Добрынина скорее удался, его персонажу не хватило юмора, дабы обыграть всю похожесть на американских суперменов прошлых лет. И это, безусловно, вина не его, а тех, кто писал ему реплики.

    В фильме есть еще два наших, исконно русских персонажа. Первая - отец главного героя, водитель трамвая (Сергей Гармаш). Одна беда - подобную роль артист уже сыграл в "Стилягах". И - вторая - герой-алкоголик в эпизоде Михаила Ефремова. Насколько надуманным был Тридцать четвертый богатырь, которого играл Ефремов в фильме студии "Дисней" в России "Книга мастеров", выпущенном в этом году, настолько пришелся ко двору обаятельный алкоголик в проекте студии "Юниверсал" в нашей стране (а именно она стоит за "Черной молнией"). Еще симпатичен саундрек к фильму - песня в исполнении победителя "Евровидения" Александра Рыбака. Но это уже тоже не наша история…

    Кстати: Появились сообщения о том, что Тимур Бекмамбетов подписал контракт с Анджелиной Джоли на съемку в продолжении фильма "Wanted", в российском прокате - "Особо опасен". Что режиссеру и продюсеру удастся лучше - привнести Голливуд в Россию или Россию в Голливуд? Интрига для хорошего сценария…

    В прокате с 31 декабря


     

    Технология "Захват зрителя"

    Когда смотришь фильм в уже ставшей привычным 3D, то не только поражаешься объемности изображения, но и видишь, как это сделано. Когда смотришь фильм "Аватар" Джеймса Кэмерона, технологию которой которые критики уже назвали революционными, то белых ниток не видно. Герои и предметы как живые. До такой степени, что даже не замечаются, капли, искры, перья и роса…

    И люди здесь - частично актеры, а частично компьютерные персонажи. Джеймсом Кэмероном - режиссером знаменитых "Терминатора" и "Титаника", а также - автором этого фильма использована новейшая технология не просто "захвата движения", а "захвата образа". И видно, как все, кто работал над этой картиной, буквально купаются в возможности насладиться работой в новых технических условиях. Особенно артисты, среди которых Сигурни Уивер, Зои Солдана, Сэм Уортингтон - они приезжали в Россию вместе с Джеймсом Кэмероном, чтобы представить фильм. Кроме того, в какой-то момент, наверняка, у каждого зрителя в голове возникает "спецэффект", когда не понимаешь - перед тобой живой человек или компьютерный персонаж. У меня это произошло в случае с полковником, которого играет актер Стивен Лэнг (он тоже приезжал в Москву). И частично - с Мишель Родригес, которая весьма колоритно играет девушку-пилота, лихо управляющую необычным вертолетом.

    Много писали о том, что Кэмерон снимал картину 14 лет, хотя основные съемки с актерами длились чуть больше месяца. А также - о том, что на фильм потрачено 250 миллионов долларов. Кстати, за первый уикэнд проката Кэмерон эту сумму отбил, хотя рекорда по сборам и не поставил. Но сколько бы ни говорили о цифрах, и о том, что на смену кино режиссерскому и актерскому пришло продюсерское и технологичное, часть содержательную и творческую никто не отменял. В "Аватаре" создан мир целой планеты, которую авторы картины с большой иронией называют Пандорой. Идеология фильма включает в себя всю историю Америки, начиная с индейцев и заканчивая ситуацией с Ираком. Да и не только Америки. Часть зрителей скажет, мол, ничего нового - вечная голливудская мораль. А другая поблагодарит, что напомнили: даже в высокотехнологичном фильме речь о том, что главное - природа, душа, духовная энергия и энергетика живых существ. Кстати говоря, массовые сцены с компьютерными персонажами впечатляют даже больше, чем придуманные диковинные животные и растения Пандоры.

    В прокате с 17 декабря

     

    Кризисный Ангел

    Картина "Мне бы в небо" ("Up in the air") снята оскаровским номинантом Джейсоном Рейтманом (режиссер культового фильма "Джуно") специально под кризис и под голливудского красавца - вечного "самого завидного холостяка" Джорджа Клуни. Речь в ней о том, как увольняют людей. Для этого существует особая служба, которую нанимают боссы, не желающие встречаться лицом к лицу со своими уже бывшими сотрудниками. По логике, такую службу в условиях дефицита бюджетов, должны были бы сократить в первую очередь и заменить хотя бы на отделы HR, которые существуют в каждой фирме. Но только не в кино. Персонаж Джорджа Клуни как раз один из лучших сотрудников - специалист по увольнению. Он мотается по всему миру, чтобы в очередной аз произнести фразу "Вы сокращены" ("уволены" - неполиткорректно). А его хобби - сбор миль в различный авиакомпаниях. Только в салоне самолета он чувствует себя "на высоте", время, проведенное на земле, кажется ему потраченным зря.

    Герой Джорджа Клуни еще периодически читает лекции на тему "Что у вас ребята, в рюкзаках?", где рассказывает слушателям, как здорово идти по жизни без всякого багажа. Да и сам он ничем не обременен - нет ни квартиры, ни жены, ни детей, ни постоянной любовницы. Главный его "багаж" - бумажник с карточками различных авиакомпаний. Главный кошмар - введение в фирме новой технологии - увольнения людей по Интернету. Тогда не нужно будет так много летать, но как же жить на земле?

    К концу картины герой не образумится и не обзаведется семьей с детишками. Он метнется в эту сторону, но его ожидает "облом" - девушка, в отношении которой он задумается, определит его, лишь как "антракт" в своей привычной повседневной жизни. Основная интрига в отношении семьи уже сто раз обыгрывалась в американском кино. Припоминаю прошлогодний фильм "Призраки бывших подружек", где главный герой - холостяк и плэйбой в исполнении Мэтью Макконахи, пытался прийти к семейной морали примерно таким же путем. Ему это удалось лучше - точнее, ему это удалось.

    Итог довольно затянутой картины - один. Почему-то хочется, если тебя будут когда-нибудь увольнять с работы, чтобы это сделал именно такой проникновенно заглядывающий в душу черными бархатными глазами красавчик, как Джордж Клуни. Возможно, это послужит компенсацией. Хотя бы моральной. О.Н.

    В прокате с 14 января


     

    Дедуктивный метод бьет наотмашь

    Еще до премьеры новый фильм Гая Ричи "Шерлок Холмс" оброс слухами. Так, люди, побывавшие на съемках, писали, что Шерлок в исполнении Роберта Дауни-младшего - не аналитик, использующий знаменитый дедуктивный метод, а боец, сочетающий технику бокса с восточными единоборствами. Ватсон (Джуд Лоу), мол,тоже, только и делает, что дерется.

    Это и правда, и не совсем. Гай Ричи, конечно, не мог не выделить в персонажах Конан Дойла их боевое и агрессивное начало. Ричи ничего так хорошо не умеет, как снимать экшн кино про бандитов, мафиози и сыщиков. Он досконально знает современный преступный мир Лондона, ему хорошо понятно, что чувствовал Шерлок Холмс и как с преступлениями боролся в конце века девятнадцатого. Два этих преступных сообщества, видно, изменились не сильно.

    Ричи удалось соединить дедуктивный метод Шерлока с его страстью к боксу и единоборствам. Так Шерлок, прежде чем пустить в ход кулаки, с хладнокровностью машины просчитывает, куда нужно ударить громилу, чтобы тот мог прийти в сознание не меньше чем через полчаса. Дальше - зритель видит как четкий план, созревший за несколько секунд в голове Шерлока, осуществляется в реальности. Так что в драке для сыщика главное - четкий расчет, нанесение максимальных увечий при минимальных физических затратах. Холмс ведь далеко не великан. У Ричи Холмс действительно чаще дерется, чем курит трубку, и создает свой стиль боя.

    Ватсон в исполнении Джуда Лоу действительно из помощника и летописца, каким мы привыкли его видеть по любимому советскому телефильму, становится практически равным Холмсу партнером. Он также хорошо дерется, причем в бою ему помогает трость, в которой хранится клинок. Он в совершенстве освоил дедуктивный метод, но, в отличие от Холмса, Ватсон рационален и не доверяет своей интуиции. Он окрылен перспективой брака с гувернанткой Мэри и давно бы оставил своего друга с преступниками Лондона один на один, но душевное состояние Холмса вызывает у доктора опасения.

    Из хандры и сидения в затхлости комнаты на Бейкер стрит 221 б, где Холмс доводит себя голодовками и отсутствием свежего воздуха до состояния просветления, великого сыщика выводит появление зла во плоти - лорда Блэквуда.

    Блэквуд - мистик и оккультист, мечтающий запугать своими кровожадными трюками лондонскую элиту и стать во главе палаты лордов, а то и всего королевства. Никакого Блэквуда у Конан Дойла не было. Этого персонажа придумал Гай Ричи как "отражение" самого Холмса. Так что обвинение Ричи в вольной трактовке сюжетов Конан Дойла справедливо.

    Блэквуд понадобился Ричи для того, чтобы ввести четкую оппозицию добра и зла. Так Блэквуда с Холмсом объединяет страсть к опытам, попытка заглянуть в будущее. Но если Холмс пытается изобрести глушитель, то Блэквуд - оружие массового поражения с дистанционным управлением. Если Блэквуд использует для устрашения черную магию, то Холмс эту самую магию тщательно изучает, чтобы Блэквуда поймать.

    Есть и еще одно отступление от литературного канона. У Конан Дойла читается лишь намек на близкие отношения между Холмсом и Ирен Адлер, воровкой из высшего света. У Ричи это настоящее соперничество-страсть. Да и девушки у Ричи получились скорее из века двадцатого, чем из девятнадцатого. Что Ирен Адлер, что добропорядочная гувернантка Мэри (невеста Ватсона) - обе ловко управляют мужчинами. Ирен манипулирует чувствами Холмса, чтобы повернуть расследование в нужное ей русло, а Мэри ни в какую не хочет оставить Ватсона Шерлоку. Но современному зрителю, взращенному на феминистических сюжетах, смотреть на таких активных барышень интересно. Еще Ричи обвиняли в том, что Ватсон и Шерлок в его кино чрезвычайно зациклены друг на друге. Ватсон спасает Шерлока от верной смерти (что правда и случается это в кино не один раз), а Шерлок в свою очередь уверен в провале помолвки своего друга.

    Холмс действительно не хочет уступать Ватсона женщине. Дам он, надо сказать, презирает всех, кроме Ирен Адлер. Если Ватсона затянет в семейную рутину, с кем ему тогда ходить в оперу, для кого исполнять пиццикато на скрипке? Над кем подшучивать и кого оберегать от пристрастия к азартным играм? У кого одолжить жилетку? Шерлоку и Ватсону хорошо в их холостяцком союзе интеллектуалов с мускулами. Они с одного взгляда понимают друг друга, и когда Холмс спасаясь от злодея прыгает в Темзу, внизу его уже ждет Ватсон на баркасе. Если Холмсу грозит погребение под многотонным судном, сорвавшимся с подпорок в верфи, то Ватсон его закроет своим телом.

    Трюков и приключений у них в фильме много, а у Роберта Дауни-младшего с Джудом Лоу дуэт сложился как нельзя лучше. Дауни-младший особенно хорош на крупных планах, когда играет отрешенную сосредоточенность в поисках разгадки, и, на контрасте, в сцене боксерского поединка с превосходящим в размерах раза в два соперником. Дауни-младший в этой сцене обнажен до пояса и демонстрирует, пожалуй, свою лучшую физическую форму.

    Глядишь, скоро только такими Шерлока с Ватсоном и будут представлять. Тем более что на последних кадрах фильма к нам является профессор Мориарти. Тот самый, который и олицетворяет злой гений в романах Конан Дойла. Так что, вторая серия "Шерлока Холмса" нас ждет. А там, гладишь, дойдет и до киносериала. Дел Шерлоку предстоит раскрыть еще не на одну трубку. С.А

    В прокате с 31 декабря

    Труп расскажет об убийце

    Название фильма Питера Джексона "Милые кости" привлечет к экранам поклонников жанра ужасов. Между тем от хоррора в картине нет ничего. Заявленные жанры триллера и драмы оправданы, но это кино - скорее мелодрама, сказка о потусторонней жизни девочки-колокольчика, 14-летней Сьюзи Салмон, увлекающейся кинематографом, пьесами Шекспира и переживающей свою первую любовь к прекрасному индусу.

    В начале семидесятых в провинциальном американском городке пропадает девочка Сьюзи. Замучил и убил Сьюзи тихий добропорядочный американец, который на проверку оказался маньяком. Он заманивал своих малолетних жертв в бункеры, выдавая их за "тусовочные места для подростков", строил секретные шалаши - для детишек поменьше - и использовал прочие похожие трюки. Для 1973 года такой поворот событий был по-настоящему шокирующим и действительно в новинку. Сюжет тянул и на хоррор и на добротный триллер. Но Питера Джексона заинтересовало переложение истории, которое сделала в своей книге писательница Эллис Сиболд. Она придумала рассказать историю семьи Салмонов и маньяка-соседа устами жертвы. Сьюзи после гибели попадает в пробел между мирами, чистилище, из которого наблюдает за папой, мамой, сестрой и всеми домашними, а заодно направляет их на пути возмездия. Мистер Джексон смекнул, что тут есть, где развернуться его страсти к спецэффектам.

    Находясь в чистилище, прогуливаясь по заливным лугам, Сьюзи наблюдает за тем, как безутешный отец разбивает коллекцию корабликов в бутылочках. Бунт папы отражается и в загробном мире: рядом с девочкой вдребезги разбиваются огромных размеров бутыли и тонут гигантские корабли. А зло и агрессия, накопленные на том свете Сьюзи по отношению к своему убийце, заставляют отца выслеживать соседей по темным углам с бейсбольной битой в надежде найти наконец преступника и сдать его правосудию.

    В потустороннем мире Сьюзи встречается с прочими жертвами маньяка, которые учат девочку прощению и терпимости, и образуют на том свете коммуну миролюбивых хиппи. Сьюзи, конечно, перевоспитается. Всех простит и поможет с того света простить и своим родным.

    Реалистичность этой сказке о "милых костях" придают два момента. Маньяк мистер Харви, сыгранный ветераном сцены и экрана Стенли Туччи, обладателя двух "Оскаров" за роли радиоведущего Уолтера Уинчела в картине "Уинчел" и нацистского преступника в фильме "Заговор". Насмотревшись на мистера Харви в исполнении Туччи, вы еще долго будете с подозрением смотреть на своих соседей по лестничной площадке. Запомните приметы: добропорядочный и крайне вежливый человек с едва заметным нервным тиком и проблеском стали в бесцветных глазах. Но это, если присмотреться. А так - тихий, собирает себе кукольные домики и выращивает ароматные розы.

    Вторая удача фильма - Сьюзан Сарандон в роли бабушки. Когда папа и мама находятся в полном раздрае после гибели дочки, за главного в их доме становится бабушка. Она не выпускает сигареты из рук, вернее, из правой руки, потому что в левой у нее - стакан с ромом. Бабушка привносит в дом дух здорового цинизма и учит своего младшего внука делать педикюр. Эта "мировая бабушка" и есть в фильме главное доказательство того, что жизнь продолжается. О.Н.

    В прокате с 14 января


     

    Поделиться