21.04.2009 01:30
    Поделиться

    Валерий Сарайкин: Нужно разрешить фермерам применять огнестрельное оружие при защите имущества

    Зерно экспортируем, куры в рост идут, а с крупным рогатым скотом - не получается. В апреле первые лица страны сформулировали свое видение выхода из тупика: создание крупных ферм. И обещали, что именно крупные хозяйства получат господдержку. Но представляется, что это тупиковый путь. Надо как раз наоборот: диверсифицировать и распылить выращивание КРС.

    Что такое "создать крупные предприятия"? Это или идти по пути концентрации скота на небольшой территории, нарушая тем самым природные ограничения по обеспечению его кормами, или расширять пространственные границы хозяйства до тех пор, пока получаемых кормов будет достаточно для удовлетворения возросших потребностей.

    При концентрации поголовья скота недостаток кормов обычно решается путем их выращивания на других площадях. Основную часть в рационе крупного рогатого скота, в отличие от других животных, занимают грубые и сочные (объемистые) корма - трава и сено (сенаж), питательность которых на единицу объема невелика. Поэтому при перевозке грубых кормов транспортируется кормовой балласт, очень важный для рациона, но бесполезный для получения конечного продукта. При этом стоимость кормов значительно возрастает, дорожает и конечный товар, молоко с мясом. Эффективность выращивания молодняка начинает снижаться, если прирост стоимости скормленных кормов за предшествующий период по отношению к стоимости животного на конец этого периода превышает 3%. Следовательно, такая организация хозяйства имеет существенные ограничения.

    Размещение скота на большей территории потребует от владельца стада возложения на себя дополнительных функций, возрастающих по мере удаления обособленных структурных подразделений. Но так как сделать это самостоятельно, даже при современных средствах передвижения, затруднительно, необходимы будут наемные работники, и чем крупнее стадо, чем разбросанней, тем больше. К сложности контроля за поголовьем добавится слабость контроля за исполнением обязанностей наемными работниками, что увеличивает производственные риски. Чтобы застраховаться, необходимо иметь либо систему контроля за работниками, либо систему их стимулирования, но в любом случае это - дополнительные затраты, увеличивающие себестоимость продукции.

    Очень важным моментом является то, что оборачиваемость капитала в крупном животноводстве - одна из самых низких в АПК. Повысить ее путем концентрации поголовья и интенсификации кормопроизводства невозможно, корова не сможет давать больше одного теленка в год. Следовательно, заявленный проект развития мясной отрасли - очень рискованное предприятие как по окупаемости затрат, так и по возможному повышению его рентабельности.

    Между тем решения есть. Существует принцип внутриотраслевой специализации хозяйств. Задача хозяйств-репродукторов - получение приплода, хозяйств-откормочников - провести откорм. Схема применяется в США, Канаде, частично была принята в СССР. С технической точки зрения такое разделение процессов способствовало бы, с одной стороны, лучшему использованию кормовых угодий, обеспечивая равномерность нагрузки на них, с другой - сохранению занятости населения. Важно, что роль хозяйств-репродукторов выполняют малые семейные фермы. Например, в США в 2007 году из 32,8 млн голов коров мясных пород 21,6 млн, или 65,9%, находились в собственности малых семейных ферм, 8,8 млн гол. - в собственности больших и очень больших семейных ферм и только 2,7 млн гол. - у несемейных хозяйств. Специализированные хозяйства, в доходе которых доля от реализации скота составляет более 50%, имели 24,2 млн голов, или 73,8% общего количества коров мясных пород, среди них 3/4 всех ферм с поголовьем менее 100 голов. К малым семейным хозяйствам отнесены почти 95% ранчо и ферм.

    В 2007 году всеми семейными хозяйствами было продано 20,2 млн голов телят, из которых только менее 1 млн пошли непосредственно для забоя, а свыше 19 млн голов молодняка были проданы на откорм в фидлоты.

    Задача России - создание отрасли мясного скотоводства с размерами маточного поголовья в 20-23 млн гол. Расчеты показывают, что это сделать реальнее не за счет создания огромных предприятий, а массовым ростом малых хозяйств с поголовьем от нескольких единиц до нескольких десятков или сотен голов скота. Для реализации задачи потребуется принять политические решения. Прежде всего, конечно, устранить бюрократические препоны по оформлению земель умерших хозяйств на семейные фермы. Но не в последнюю очередь - разрешить фермерам применять огнестрельное оружие при защите имущества. Не удивляйтесь: участники рынка говорят, что отсутствие этого права уже стало проблемой, а угрозы посягательств на собственность будут возрастать по мере увеличения поголовья. Даже поголовье в 5-10 голов - это 200 - 400 тыс. руб. Опыт реализации нацпроекта "Развитие АПК" показал, что успешнее всего развивались отрасли животноводства, которые были лучше защищены от посягательств "естественным путем": это птицеводство, свиноводство, частично молочное скотоводство.

    Вообще, программа развития мясного скотоводства должна вырабатываться не в тиши министерских кабинетов, а стать истинно национальной программой, прошедшей обсуждение во всех СМИ и получившей поддержку не только экспертного совета, бизнесменов, но и сельского населения. Ведь его-то она коснется в первую очередь.

    Во-первых, это вопросы территориального расселения жителей поселков и деревень. Застройка подчиняется генеральному плану существовавших в советские годы коллективных предприятий. Поэтому земельные участки под индивидуальное жилищное строительство были ограничены таким образом, чтобы на них можно было разместить непосредственно дом и прилегавшие к нему дворовые постройки из расчета не более чем на 2-3 головы КРС. Кроме этого выделялся участок на прилегающей площади для посевных культур не более 25 соток. Большинство деревень и поселков - это кучно построенные дома, тянущиеся вдоль дорог. Нужны иные алгоритмы расселения жителей, желающих заниматься скотоводством.

    Во-вторых, взаимодействие крупного бизнеса с малыми формами хозяйствования в вопросах финансирования мероприятий программы по таким направлениям, как приобретение элитного поголовья, организация искусственного осеменения коров, проведение ветеринарных и санитарных мероприятий, организация закупки и перевозки молодняка на откормочные площадки, откорм, обучение, распространение литературы.

    В-третьих, регламентация отношений крупного и малого бизнеса с органами власти в регионах, потому как масштаб программы заведомо выходит за рамки отдельно взятой территориальной структуры. Например, перевозка скота не только из одного региона в другой, а даже внутри региона регламентирована таким количеством действующих ограничений, что делает процесс очень дорогим.

    Конечно, то, о чем мы говорим, - лишь первые шаги, но именно они и будут способствовать широкому вовлечению сельского населения в процесс создания и расширения поголовья КРС, обеспечения его воспроизводства и сохранности, которое в последующем может дать значительный рост в производстве продукции.

    Поделиться