27.10.2008 06:00
    Поделиться

    Москва во вторник простится с Муслимом Магомаевым

    Со смертью Муслима Магомаева ушла эпоха

    Любимый народный артист Муслим Магомаев умер в своей московской квартире на 67-м году жизни. Последнее время его беспокоили боли в сердце, но он рассказывал об этом только лечащим врачам...

    Удивительно, человек, голосом и талантом которого восхищались все - от коллег по оперному искусству до руководителей государств и обычных людей, - вначале стеснялся петь. В детстве Муслим, чей дед был известным композитором, именем которого названа Бакинская консерватория, играл на скрипке и фортепиано. Самобытно мастерил кукол и даже организовал со сверстниками детский кукольный театр, где сам же сочинял и ставил спектакли. Увлекся астрономией и сделал подзорную трубу, чтобы наблюдать за фазами Луны...Но заслушивался и пластинками, оставшимися от деда: Карузо, Титта Руффо, Джильи. Анализировал вокальные партии баритонов и теноров. Собрал содружество друзей, тоже коллекционировавших диски классики, джаза и эстрадной музыки. И организовал с одноклассниками и соседями джаз-банд. Так в школе узнали о том, как он поет. На уроках музыкальной литературы учителя даже начали просить Муслима проиллюстрировать занятия оперными ариями и классическими романсами. Затем Магомаева приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского ПВО.

    Пел и классику, и арии из оперетт, и эстраду. Молодого певца заметили в Баку и послали выступить на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Откуда он уже вернулся знаменитым и был принят стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

    Пел и куплеты Мефистофеля из "Фауста", и арии из национальных опер. А в 1964 году был отправлен на стажировку в итальянский оперный театр "Ла Скала". В 1966 году Магомаев с успехом дебютировал в парижской "Олимпии". Причем пел арии на итальянском без акцента, чему тоже восхитились и критики, и публика. Окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию. Но при этом победил на самом престижном эстрадном конкурсе Восточной Европы - в Сопоте. Тиражи его проданных дисков превысили четыре с половиной миллионов экземпляров - небывалые цифры по тем временам. Так начиналась слава.

    В 1973 году он получил звание народного артиста СССР. При этом Муслим Магомаев был сколь талантлив, столь и многопланов. Помимо классики уважал и качественную эстраду, по-прежнему ценил джаз. Исполнял гражданский по духу и звучанию "Бухенвальдский набат" и бесшабашно выдавал лихой твист "Лучший город земли" Арно Бабаджаняна - наверное, первый твист, который пробился на консервативную советскую эстраду. Среди его "визитных карточек": "Хотят ли русские войны", "Надежда", "Нам не жить друг без друга", "Мелодия", "Герои спорта", "Звезда рыбака" и "Песня Трубадура" из культового мультфильма тех лет "Бременские музыканты", как раз и начинавшаяся со слов "Луч солнца золотого тьмы скрыла пелена....".

    При этом Магомаев всегда твердо стоял на своем: никогда не исполнял того, чего ему не хотелось. Исключением, наверное, были только удалой шлягер "Свадьба" (это там, где слова "Ах эта свадьба, свадьба пела и плясала...") и народная "Вдоль по Питерской", без исполнения которых публика не отпускала его со сцены во время концертов...

    В последние годы он уже практически не выступал. У него и жены Тамары Синявской было много друзей, причем нередко младше возрастом. Магомаев говорил в редких интервью, что это по-прежнему помогает ему чувствовать себя молодым. Он и был таким по сути. Человек, считавшийся секс-символом советской эстрады, никогда не появлялся на публике усталым или раздраженным, следил за собой и своей формой. И, наверное, мог бы еще многие годы петь и радовать поклонников по-прежнему, но для себя решил уйти со сцены. Переключился на композиторскую деятельность. Одним из последних его произведений стала песня на стихи Сергея Есенина.

    Муслим Магомаев жил в духе времени, быстро освоил и компьютеры, Интернет, охотно общался на своем сайте с поклонниками. Нередко даже помогал самым талантливым - "вывешивал" у себя на www.magomaev.info песни наиболее способных и подающих надежды. А еще завел на сайте отдельный раздел, благодаря которому поклонники классической музыки могли обмениваться записями, пополнять свои коллекции. Муслим Магометович и сам собирал диски. В том числе записи Тито Гобби, Джузеппе Ди Стефано, Фрэнка Синатры.

    Помимо вокальных талантов Магомаев обладал многими другими, о которых, наверное, мало кто знал. Он хорошо рисовал, играл на фортепиано, стал автором книги "Любовь моя - мелодия" в серии "Мой ХХ век"... Но все эти способности считал только удовольствием для себя и своих друзей, "отдыхом для души". Хотя его графические рисунки и живопись, в частности, серия портретов в авторском видении народного артиста СССР: "Бетховен", "Чайковский", "Верди", "Рахманинов", "Пушкин" - самобытно талантливы и профессиональны. Очень хороши и портреты современников Магомаева: Гейдара Алиева, Людмилы С., а также пейзажи, в частности, очень самобытный и мистический - подмосковной Николиной Горы. Возможно, из них будет составлена экспозиция в музее или выставочном зале...

    Он был и остался кумиром нескольких поколений, целой эпохи. В какой-то степени он и был голосом и воплощением этой своей и нашей уже ушедшей эпохи. И даже ее жестом.

    Мощный вокал, распахнутые руки, твердая поступь на сцене - все это, несомненно, олицетворяло советский стиль с его специфической символикой. Но, разумеется, не это делало его кумиром миллионов. Не это позволяло до отказа забивать концертные залы в любой точке гигантской страны, куда приезжал с гастролями певец. В том-то и дело, что в Муслиме Магомаеве, как ни в одном певце, странным образом сочетались и державность, и мужское обаяние, и советский масштаб и пронзительная нежность. Он был классичен и элегантен. И в то же время сколько о нем ходило смешных мифов и легенд, что является признаком высшей популярности. В последнее время о нем как-то забыли, как легко мы забываем всех своих кумиров, как только они перестают мелькать на экранах ТВ. Но что значит - забыли? Подойти на улице к любому человеку, скажи "Магомаев" - и немедленная реакция. Популярность проходит, а настоящая слава - никогда. В этой славе он и ушел из жизни 25 октября.

    Несмотря ни на какие сложности, он никогда не жаловался и не терял присутствия духа. Говорил: "Никогда нельзя сетовать на судьбу, если она тебе улыбалась..." Муслим Магометович был уверен в том, что судьба ему улыбалась...

    прямая речь

    Иосиф Кобзон, Народный артист России:

    - С Муслимом всегда было приятно общаться и дружить, он украсил своим пением многонациональную советскую культуру. Он был воистину национальным достоянием. Единственное утешение, которое нам теперь осталось, - это его записи. Для тех, кто знал этого замечательного и удивительного артиста, они будут великим напоминанием о великом таланте Муслима Магомаева. А для тех, кто не знал его, станут открытием его одаренности.

    Интервью с Муслимом Магомаевым накануне его 60-летия

     

    Поделиться