
Пример из жизни: житель Мурманской области гражданин К. поступил на службу по контракту в воинскую часть, расположенную на территории региона.
Он был назначен заместителем командира взвода инженерно-саперного батальона и уже через несколько недель убыл в зону СВО. А когда вернулся домой, с удивлением узнал, что региональные выплаты, то есть материальная помощь в размере 300 тысяч рублей, установленная властями области, ему не положена. Часть, в которой он служил, на взгляд чиновников, оказалась не совсем такой, какой нужно.
Как объясняли столоначальники, материальная помощь выплачивалась лишь тем, кто служил в новых частях, то есть специально сформированных для СВО. Он же совершал подвиги в старой дивизии, а потому должен обходиться без материальной помощи.
Суды не согласились с такой логикой. Региональные власти вправе помогать нашим героям, но помогать надо всем. Суды распорядились выплатить ветерану материальную помощь, а неправильный пункт из постановления регионального правительства исключить.
Президиум Верховного суда РФ включил этот пример в специальный обзор судебной практики, чтобы и в других регионах ни у кого не возникало мысли, как бы заплатить кому-то из героев поменьше.
Собеседники "РГ" в судебной системе подчеркивают, что социальные вопросы входят в число приоритетных для председателя Верховного суда РФ Игоря Краснова. Поэтому будут развиваться единые подходы, повышающие социальную защиту граждан и, конечно же, укрепляющие социальные гарантии для участников специальной военной операции.
Несколько примеров, включенных в новый обзор, связаны с вопросами прописки. В некоторых регионах участники СВО или члены их семей лишались возможности получить льготы только из-за того, что прописка была в другом регионе. Более того, в некоторых регионах ветеранам отказывали в льготах из-за того, что герои прописались там уже после начала специальной операции.
В частности, в Ставропольском крае действовало правило: получать дополнительную поддержку от региона могут лишь те ветераны, которые жили или служили на дату начала специальной военной операции в Ставрополье.
Поэтому гражданину Ш. отказали в региональных льготах как "приезжему". Он проходил службу по контракту с мая 2019 года в воинской части, дислоцированной в Краснодарском крае. До 16 июня 2022 года имел регистрацию по месту жительства в Ростове-на-Дону, с 21 июня 2022 года - в Ставрополе.
После начала СВО военнослужащий был направлен в зону боевых действий. Защищал нашу страну. Но когда пришел за льготами к региональным чиновникам, они развели руками. Мол, вы не наш, денег на вас нет.
Так думать чиновникам нельзя. Теперь это официальная правовая позиция. "Право участника СВО на получение в субъекте Российской Федерации мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от даты его регистрации по месту жительства в этом субъекте", - разъяснил президиум Верховного суда РФ в своем обзоре.
Как подчеркивается в документе, дополнительные социальные гарантии не должны нарушать принцип равенства прав граждан на получение мер социальной поддержки путем введения положений, неоправданно ограничивающих права лиц одной категории.
"Установление дискриминационных условий и дополнительных требований, не предусмотренных актами большей юридической силы, признается незаконным", - подчеркнули в пресс-службе Верховного суда РФ.
Именно на такие правовые позиции должны ориентироваться и нижестоящие судьи, и сами чиновники.
Как подчеркнул не так давно председатель Верховного суда РФ Игорь Краснов, судебная практика должна формироваться исключительно на основе закона и правовых позиций Верховного суда, выраженных в обзорах, актах официального судебного толкования. В этих целях активизирована работа президиума Верховного суда, роль которого в принятии практикообразующих решений будет ключевой.
В частности, как рассказали "РГ" в пресс-службе Верховного суда РФ, данные сейчас разъяснения сформированы Верховным судом РФ на основе обобщенной практики за период с 24 февраля 2022 года по 1 декабря 2025 года: были изучены административные дела (то есть споры граждан с чиновниками), в которых оспаривались нормативные правовые акты регионов об установлении дополнительных мер социальной поддержки участникам СВО и членам их семей.
Проще говоря: на местах устанавливали льготы, но если чиновники в силу экономии или каких-то еще соображений пытались как-то ограничить социальные меры, такие условия оспаривались и признавались незаконными.
Еще одно важное разъяснение, которое стоит принять к сведению всем региональным чиновникам: "Лишение членов семей участников специальной военной операции права на дополнительные меры поддержки исходя лишь из места регистрации (проживания) самого участника специальной военной операции в ином субъекте Российской Федерации не отвечает целям и задачам государственной политики, направленной на дополнительную поддержку участников специальной военной операции и членов их семей".
В данном деле в Омской области предусматривалось, что горячее питание в школе, положенное детям участников СВО, не будет выдаваться, если папа прописан в другом регионе. Условие отменено.