В Брюсселе хотят закрепить членство Киева в ЕС в мирном соглашении по украинскому урегулированию. Но европейцы не являются участниками ведущихся сейчас переговоров. Они, конечно, влияют на Киев, который раз за разом срывает договоренности. Но в Евросоюзе почему-то уверены, что их мнение будет учитываться, и что они смогут включить в итоговые соглашения выгодные для себя пункты.
Евросоюз - это, в первую очередь, царство бюрократии. Любой шаг здесь зарегулирован, на каждый аспект есть куча документов. И вступление в союз - не исключение. Есть четкие критерии и описание этого процесса. Права и обязанности всех участников жестко закреплены. Изменение этого потребует пересмотра всех основополагающих документов. Но Евросоюз в нынешнем его состоянии вряд ли сможет прийти к согласию.
Все члены ЕС обладают равными правами. Да, Брюссель хотел ограничить права Польши и Венгрии за различные "нарушения". Но этот процесс, который длится уже много лет, так ни к чему и не привел. Сейчас же Украине хотят дать часть прав, но не накладывать обязательств. Понятия "ограниченного членства" в ЕС не существует. А его создание - это мина замедленного действия, способная развалить весь союз. Потому что другие кандидаты на вступление, да и сами участники ЕС тоже потребуют себе "привилегированного положения". Идея же принятия новых членов с ограниченными правами сразу ставит их в положение стран второго сорта.
Украина - далеко не единственная страна, мечтающая попасть в ЕС. Статус кандидатов имеют Албания, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция и Черногория. Как Брюссель будет им объяснять, почему нищую и разрушенную Украину взяли в союз, а их заставляют выполнять какие-то требования и соответствовать каким-то критериям?
Против принятия Украины откровенно высказывается Венгрия, ряд других стран тоже выступают против, хотя сохраняют свою позицию в тишине. Европа давно уже не едина, она раздирается противоречиями, политическими, идеологическими, национальными, экономическими. А вопрос вступления должен быть одобрен всеми странами. Долго ли правительства Италии или Испании смогут противостоять своим фермерам, для которых прием Украины будет означать конец всему?
Зеленский заявляет, что технически Киев "будет готов" к 2027 году. А он сам-то продержится до этого срока? И сколько еще сможет влачить жалкое существование оккупированная его режимом страна? Об этом ни в Киеве, ни в Брюсселе не говорят. При этом европейцы утверждают, что "никаких компромиссов в вопросе реформ для Киева не будет". Реформы эти, надо понимать, будут проводиться в кабинетах без света и тепла, где нищие чиновники будут ждать очередного транша из-за границы.
В Брюсселе все чаще стали говорить о необходимости "федерализации", отказа от принципа консенсуса. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляет: "Если отсутствие прогресса или амбиции грозят подорвать конкурентоспособность Европы или ее эффективность, мы не должны уклоняться от использования других возможностей".
Речь идет о принятии решений в более мелких форматах, а не на уровне всего ЕС. И это делает Евросоюз ненужным, он будет подменен мелкими коалициями и группами стран. Начав путь к "федерализации", ЕС очень быстро перейдет к "конфедерации", а затем распадется - на "Веймарские треугольники", "евротройки", E5, Е10 и прочие объединения. От ЕС останутся только символическое название и синий флажок со звездами. Так куда же тогда будет вступать Украина?
Не надо думать, что брюссельские чиновники глупы, ничего не понимают и только и мечтают принять к себе Украину. В ЕС сидят вполне адекватные люди, осознающие все риски, разграничивающие заявления и реальные действия. Никто, конечно, Украину никуда принимать не будет. Европейские лидеры неоднократно говорили, что это "абсолютно невозможно". Но саму тему присоединения будут использовать по полной.
"Важно послать политический сигнал, - заявил Politico европейский дипломат. - Украинцам нужна поддержка, ЕС должен оказать эту поддержку, политическую и психологическую".
Получается, то, что все сказали про членство в 2027 году, - это лишь сигнал, обещания несбыточного. Чтобы режим Зеленского вновь и вновь срывал мирные договоренности, чтобы посылал украинцев умирать, чтобы проводил теракты против России. Чтобы европейская партия войны продолжила свою русофобскую политику.