


Учительница моего младшего сына прислала гневное сообщение родителям в классный чат: "Наблюдается тревожная тенденция: дети не читают по программе! Сейчас изучаем произведение Гоголя "Тарас Бульба". Всего несколько человек прочитали полностью, еще несколько - в кратком изложении, что недопустимо, а большая часть книгу вообще не открывала".
Прочитав такое, мы кинулись к сыну, усадили на диван, отняли телефон, включили аудиокнигу. Честно слушал про Тараса полчаса и взмолился: "Батько! Можно мне отдохнуть?!"
- Как же так! Получается, провалили мы, родители, миссию привить ребенку тягу к чтению? - спросила я человека опытного. Педагога, преподавателя русского языка и литературы Екатерину Лучинскую.
- Не сдавайтесь, предлагайте, рассказывайте о своих любимых книгах, показывайте пример, моделируйте ситуации, - посоветовала она нам и другим родителям "нечитаек". - Дети ведь находятся в разных обстоятельствах, и эти обстоятельства у них в жизни порой меняются. Вот, например, когда моя дочь была школьницей, мы, ленинградцы, с друзьями, семьями, ездили отдыхать в Беларусь, на Нарочь. (Нарочь - это была как летняя "мекка" и для ленинградцев, и для минчан, а я сама - родом из Минска). Мы снимали домик, этакую "голубятню", и проводили там по три месяца. Когда погода жаркая - конечно, все на пляже. Но в Беларуси, бывает, дожди зарядят на несколько дней кряду. И дочке приходилось искать себе занятие. Один день, второй. Смотрю - села, читает! А просто ничего другого ей не оставалось. Взяла "Хижину дяди Тома". А как выглянуло солнце - оказалось, что уже невозможно ребенка отвлечь от книжки и зазвать на пляж. Еще и расстроилась до слез, что второго тома не оказалось. Но ведь тоже сначала было не заставить - а потом не оторвать. Теперь уже с внучкой это проходим. С нею другое дело: читает много, но только то, что нравится. Но, между прочим, и смартфон не помеха: если болеет, сама снимает, как декламирует стихи наизусть, и высылает видео учительнице.
Пока тяги к чтению не прорезалось, а сочинение писать надо, то, может быть, пусть наши "нечитайки" вместо книги посмотрят фильм?
- Это разные виды искусства, - Екатерина Лучинская убеждена, кино не может быть "книгозаменителем", но зато оно - ценность само себе. - Такое произведение киноискусства, как, например, "Судьба человека" Сергея Федоровича Бондарчука, помогает увидеть, почувствовать трагическую судьбу человека на войне - оно говорит своим особым кинематографическим языком, видеорядом. И вот когда дети и читают книгу, и смотрят фильм, а после идет еще и обсуждение - да, это прекрасно.
Широко бытует наблюдение, которое уже даже стало неким штампом: современные дети читают мало, из-под палки, потому, что у них есть не "В гостях у сказки" один раз в неделю, а - буквально в ладошке - бесконечный интернет со всеми его развлечениями. Конечно, тут большая доля истины, с этим согласны специалисты. Но все-таки жизнь и сейчас, и тогда была устроена не столь прямолинейно.
- В детстве я читала "полками" - в собрании Голсуорси 21 том - значит, читаю 21 том. Читаю О'Генри, Джека Лондона - заодно прочитываю и все, что написано про них. И никогда не забуду, как до утра "Историю любви" Золя читала, а потом почистила зубки и отправилась в школу, даже не ложась в кровать - она так и осталась не расстеленной. Да, было такое время и такие потребности. Но и в то время были ребята, которые, кроме как на уроках литературы, книгу и в руки не брали. Не потому, что они какие-то потерянные, трудные подростки. Нет, они пели песни под гитару, ходили в походы, участвовали во всевозможных мероприятиях. Имели разносторонние интересы. Но сказать, что все они были начитанными, нельзя.
Да и сами книги не являлись такими доступными, как сейчас принято "вспоминать". Знаменитые серии "Библиотека мировой литературы", ЖЗЛ, "Классики и современники", как и толстые литературные журналы - все это был дефицит, они стояли на полках далеко не в каждом доме. Так что и родители не всегда все были книгочеями, и теперешние родители, дети и внуки - очень разные...
Мы ловим себя на том, что сами в свободные минуты сидим, уткнувшись... вовсе не в томик сонетов, а в телефон. Дети платят той же монетой, сидят еще и в наушниках: и захочешь - не дозовешься. Связь между родителями и детьми стала слабее, мы разъединены своими гаджетами?
- Не считаю, что связь сейчас слабее, чем тогда; думаю, наоборот: где-то страсть наша к чтению в детстве происходила еще и оттого, что многие вопросы, занимавшие детские души, умы, вовсе невозможно было обсудить с родителями. Да что там с родителями, с друзьями мы не всегда могли наедине подолгу общаться: столько у нас было всяких секций, общественной нагрузки и непременно музыкальная школа... Школьных психологов - и психологов вообще - тогда было не сыскать. И потребность получить ответы на какие-то свои вопросы, возникающие в связи с возрастом, находила выход в чтении. Нам ведь не столько нужно получить совет, сколько облегчить душу в общении. Книга это позволяла.
Вот и получается, что нынешние дети, которые знают, что могут подойти к психологу в школе, найти книжку с ответами на самые деликатные вопросы просто на полке в своей комнате и которые часто куда более "накоротке" с родителями, чем дети в былые времена, находятся в выигрышном положении. И в их руках интернет, с его информацией, доступом к общению, пусть и онлайн...
- Я бы вообще не стала называть интернет корнем какого-то зла, - делится Екатерина Лучинская. - Сейчас мы сталкиваемся с фактором абсолютно закономерным: существование наших детей в интернете - это то, что от нас не зависит и является совершенно нормальным развитием общества. Мы не можем это изменить, но можем принять. Ведь и сегодня не в каждой даже благополучной семье ребенок станет с мамой или с отцом откровенно обсуждать свои подростковые проблемы, не так ли? А получить ответы ему все равно нужно. У современных тинейджеров информационное поле гораздо насыщеннее. Задача семьи и школы - помочь научиться в нем ориентироваться, отделять истинное от ложного, ценное от мишуры.
Как-то, отчаявшись усадить старшего сына за список чтения на лето, я набрала стопку книг и, расположившись на даче на качелях, прочитала ему их вслух все. Благо, была в отпуске. А беда в том, что сын тогда переходил уже класс в десятый. И меня не отпускала мысль, что выглядит это довольно нелепо. Взрослый же парень...
- Да что вы, домашнее чтение вслух - это прекрасно! - развеивает сомнения Екатерина Лучинская. У нас, например, лежала на виду книга "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова. Шел какой-то разговор, что-то вспомнилось - открывали на каком-то эпизоде и с наслаждением читали вслух, хохотали - и вот уже от бытовой проблемы уходили в мир литературы, и как-то становилось понятнее все, что происходит, как-то терпимее. Как раз чтение вслух может расшевелить воображение подростка. Есть штамп, будто на уроках, когда изучают "Мертвые души", от скуки мухи мрут. Мои же ученики просили: "Екатерина Федоровна, ну почитайте, когда вы читаете, мы как будто все видим". "Мертвые души" не зря названа поэмой. Ее так и надо читать, как поэму, даже когда речь идет о том, въедет бричка в город или не въедет. Как-то одна девочка пришла на урок и говорит, что сегодня она без книги, потому что папа, наслушавшись ее рассказов о наших беседах, забрал книжку почитать. А папе - 45 лет. Так что эффект неожиданный получился: книга с легкой руки ребенка к родителю пришла...
В том сообщении в чате от учительницы младшего сына были еще такие слова: "Как мы будем учиться, если не читаем? Напоминаю, что русский язык и литература - взаимосвязанные предметы. Без чтения ребенок не научится правильно и красиво говорить, не получит устойчивых знаний по русскому языку. А впереди 9 класс с ОГЭ и итоговым собеседованием, где нужно устно составлять диалоги и пересказывать текст!" Но как это совместить? Чтение требует погружения, вдумчивости, времени. А ОГЭ, ЕГЭ - гонка, тесты...
- Мое глубокое убеждение, - говорит Екатерина Лучинская как эксперт ОГЭ и ЕГЭ - что современная форма экзаменов как раз оптимальна и эффективна. И тот, и другой экзамены практикоориентированы. Это тот минимум, который необходим в жизни каждому человеку независимо от того, в какой сфере он будет работать. Ребенка нужно научить отделять зерна от плевел, а задания ОГЭ, ЕГЭ как раз и направлены на умение работать с текстом, выделять в информации главное, достоверное, точное. Недавно мама одного из учеников написала мне, что в процессе подготовки к экзаменам у ее сына поменялось отношение к литературе, к себе, к оценке уровня своего развития. И он стал более вдумчиво читать. Для меня этот результат значит даже больше, чем баллы. И, действительно, правильная подготовка к ЕГЭ помогает достичь и второй цели - развить любовь к книге. Сейчас предлагается очень разумная структура творческого задания, сочинения-рассуждения, Это уже не нахождение проблем, что меня ранее возмущало. Ведь, во-первых, в произведении всегда не одна, а несколько проблем. Во-вторых, зачем нам нужно все время искать проблемы? Нам их мало в жизни? От такой постановки вопроса и взрослый человек может растеряться - у каждого ведь свое виденье проблемы.
Сейчас, обращает внимание эксперт, во главу угла ставится нахождение позиции автора по заданной, уже сформулированной проблеме. И задача ученика уже состоит в том, чтобы найти ответ на поставленный проблемный вопрос и верно иллюстрировать позицию автора примерами из текста. Более того, высказать свою позицию о мнении автора и аргументировать ее.
- И в ОГЭ, и в ЕГЭ, - говорит Екатерина Лучинская, - даются к осмыслению великолепные, глубокие тексты. Причем это не тексты из школьной программы. Вот вчера мы писали с учениками сочинение по пьесе-сказке "Дракон" Шварца, и тема была - о чувстве собственного достоинства. Есть о чем задуматься.
