Прогнозы погоды на Урале рассчитывают на 3-5-7 дней, за них отвечает 106 станций

Москва, наряду с Вашингтоном и Мельбурном, входит в тройку городов глобальной метеорологической элиты. Немалая заслуга в этом принадлежит уральцам.
В 2026 году у Галины Шепоренко юбилей - 55 лет службы на Метеогорке.
В 2026 году у Галины Шепоренко юбилей - 55 лет службы на Метеогорке. / Татьяна Андреева/РГ

Академику Купферу обязаны

В Екатеринбурге синий с полосатым шариком на крыше параллелепипед здания Уральского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) виден издалека. Появлению Метеогорки горожане в первую очередь обязаны академику Адольфу Купферу, автору отечественной системы регулярных научных метеонаблюдений. По его инициативе первые обсерватории для измерения метеорологических величин открыли в столичном Петербурге и далеком Екатеринбурге. На Урале этой работой занялись еще в 1734 году в рамках Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. Среди тех, кто изучал погодные явления, был племянник основателя города маркшейдер Андрей Татищев.

К систематическим наблюдениям Екатеринбургская метеорологическая и магнитная обсерватория, расположившаяся на самой высокой в округе Плешивой горке, приступила 190 лет назад - первого января 1836 года по старому стилю (13-го по новому). Горку переименовали в Обсерваторскую, а позже - в Метеогорку. Кстати, Гидрометцентр ни разу, даже в Гражданскую войну, когда над городом свистели пули и снаряды, не прекращал свою деятельность.

Сверяясь с Клером

В 1876 году и почти на десятилетие обсерваторию возглавил уроженец Швейцарии Онисим Клер. Однажды он влюбился в уральскую природу и, став ее страстным исследователем, впоследствии организовал Уральское общество любителей естествознания, одно из крупнейших в Российской империи.

В музее Уральского управления о Клере напоминают массивные напольные часы с 20-килограммовым маятником. Благодаря регулярной сверке с часами солнечными, что "тикали" во дворе обсерватории, они показывали самое точное в дореволюционном Екатеринбурге время. За стеклянными витринами громоздятся старинные измерительные приборы, на столе лежит богатейший альбом исторических фотографий и увесистая книга отзывов: среди прочих - автограф соратника Ленина наркома просвещения Анатолия Луначарского, посетившего обсерваторию в мае 1923 года. Стены учреждения знали и других исторических персон: цесаревича и будущего императора Александра II, поэта Жуковского, химика Менделеева.

Хранители сокровищ

Об интересных фактах из истории УГМС нам поведала Галина Шепоренко, главный синоптик и знаменитый эксперт в вопросах погоды. В 2026 году у Галины Андрияновны персональный юбилей - 55 лет службы на Метеогорке!

Из музея спускаемся в ведомственный архив и замираем от восторга. Смотрители фондохранилища Наталья Денисова и Николай Отов подводят к уникальным экспонатам: вот выполненные витиеватым почерком рапорты Андрея Татищева (1734 год), заключенные в основательный переплет книжечки наблюдений, предшествовавших Отечественной войне 1812 года, изданный академиком Купфером первый отчет о работе екатеринбургской обсерватории (1837), обширные, испещренные миниатюрными отметками синоптические карты 1900-х. С 1925 года, после наладки телеграфного сбора информации с удаленных станций, такие карты служили уже не для фиксации метеорологических событий, а для подготовки ежедневных прогнозов.

Рапорт Андрея Татищева о результатах метеорологических наблюдений (1734 год). Фото: Татьяна Андреева/РГ

Вплоть до повсеместного внедрения компьютеров в 1990-х годах карты составляли вручную, перышками и тушью. Всего за 40 минут техники-наносители (была и такая профессия) умудрялись раскодировать пухлую пачку телеграмм с метеостанций и скрупулезно записывать данные. До нас, обывателей, они доходили в виде прогнозов погоды по Центральному телевидению под незабываемую мелодию французского композитора Андре Поппа.

В архиве бережно хранят 140 тысяч альбомов (миллионы листов) с синоптическими картами. Бесконечные стеллажи, полки, корешки... И мечтают о новом, просторном, с иголочки оснащенном фондохранилище.

Бывало и морознее

В день, когда мы побывали в гидрометеорологическом царстве, Урал захватили морозы. В самый раз поговорить о былых аномалиях, например, об экстремальной стуже с 1978-го на 1979 год, когда в Свердловске и пригородах столбики термометра опустились до 44-47 градусов, а в области - до 50! Транспорт встал намертво, а на Белоярской АЭС на турбину энергоблока рухнула крыша, вспыхнул угрожавший реактору пожар, который погасили за полчаса до Нового года. Или вспомнить сумасшедший снегопад весной 1984 года: в майские праздники сугробы выросли до второго этажа, люди пробивались на волю по снежным траншеям.

Сейчас прогнозы рассчитывают на 3-5-7 дней вперед, их достоверность гарантируется круглосуточной работой 106 станций в Свердловской, Челябинской, Курганской областях и Пермском крае. Так что к природным испытаниям можно подготовиться заранее.