Без права на ошибку. Профессиональный праздник отмечают военные инженеры

Военные инженеры отмечают профессиональный праздник
21 января отмечается День инженерных войск. В зоне специальной военной операции военные инженеры решают широкий круг задач: от классического разминирования до инженерного оборудования позиций и противодействия беспилотникам. Как гласит девиз инженерных войск "Без нас - никто", а между собой говорят: "сапер ошибается только раз".
Военный инженер Сергей, позывной Тамбовский.
Военный инженер Сергей, позывной Тамбовский. / Амир Мингалиев

Сергей, позывной Тамбовский, пришел добровольцем осенью 2022 года. Военного опыта до этого не имел. Обучение по специальности заняло менее месяца. Сейчас в его обязанности входит обезвреживание опасных находок - неразорвавшихся снарядов и сбитых беспилотников. "Безопаснее на месте взорвать", - говорит Сергей.

Сегодня многие мины противник устанавливает "на неизвлекаемость", то есть обезвредить их без взрыва нельзя. Под противотанковой миной часто скрывается противопехотная, нацеленная на сапера, который попытается мину разминировать. Идею таких "сюрпризов" украинские боевики позаимствовали у террористов времен войны в Афганистане. Взрывоопасный предмет обкладывают тротиловыми шашками и поджигают фитиль. Каждый сантиметр фитиля - одна секунда времени, за которое необходимо отойти на безопасное расстояние и занять укрытие. На вопрос о мотивации Тамбовский отвечает: главное - вернуться домой к семье, к сыну, который пойдет в первый класс. Из семейной истории вспоминает, что его прадед также был сапером в годы Великой Отечественной войны и был награжден медалью "За отвагу".

Товарищ Сергея Дмитрий (позывной ГРЭС) служил срочную службу в инженерно-саперных войсках в 2009-2010 годах. После получения повестки в сентябре 2022 года явился в военкомат на следующий день. "Никакой другой мысли не было. Не понимаю тех, кто пытался уехать, это ведь стыдно, в первую очередь перед друзьями, перед своими детьми", - поясняет боевой инженер.

Отмечает, что со времен его службы по призыву многое изменилось: появились новые типы мин, в том числе на магнитных взрывателях, новейшие роботизированные комплексы разминирования вроде "Сталкера". А главной угрозой стали беспилотники.

Военный инженер Дмитрий, позывной ГРЭС. Фото: Амир Мингалиев

"Основная наша работа сейчас - это не только разминирование. Это и оборудование позиций, установка заграждений", - уточняет ГРЭС.

По словам сапера, их подразделение также занимается проверкой и восстановлением минных полей, которые могут "сползать" в дождливый сезон, и оказывает помощь местным жителям. Приходится обезвреживать находки, в том числе и старые, времен Великой Отечественной войны, которые местные жители обнаруживают в огородах. Все подобные предметы, как правило, уничтожаются на месте подрывом.

Работа саперов осложняется постоянной угрозой с воздуха. "Зачастую идет расчет на разминирование, а за тобой уже ведут наблюдение с дрона. Нужно постоянно анализировать обстановку, искать укрытие, но не на минном поле", - отмечает ГРЭС.

Рассказывает также, что сегодня практически каждый боевой выезд саперов поддерживают наши войска БПС с воздуха. "Пока мы работаем, наша "птичка" в небе висит, контролирует обстановку", - говорит Дмитрий.

Однажды, вспоминает он, оператор разведывательного БПЛА спас саперам жизнь: "Он увидел, что рядом с нами есть минные поля, не обозначенные на нашей карте. Тогда дрон повел нас за собой по единственной безопасной тропе после того, как мы отработали свой участок".

В техническом плане, помимо традиционных щупов и миноискателей, используются средства дистанционного минирования и робототехнические комплексы для установки заграждений, но основная работа, по словам саперов, по-прежнему ложится на личный состав и "без щупа - никуда".

Оба военнослужащих продолжают выполнять задачи в зоне проведения специальной военной операции, недавно их представили к госнаградам.