Другая экономика

Мария Багреева: Столица на пути к городу высокой производительности труда и высоких зарплат
Практически нет больше над Москвой заводских труб, вокруг которых еще не так давно формировалось большинство жилых районов столицы. Но нет и безработицы, других признаков упадка, которые обычно возникают при уходе градообразующих предприятий. Напротив, и жители, и те, кто давно не был в городе, поражаются: как же расцвела столица за последние 15 лет! Обилие новостроек, новых суперсовременных дорог и целых веток метро, реновация жилья, модернизация больниц, школ... Словом, все свидетельствует о том, что экономика города на подъеме. Но за счет чего? Какие отрасли кормят сейчас Москву и москвичей, на что она намерена опираться в ближайшие годы, чтобы не просто поддерживать комфортную жизнь 13-миллионного населения, но и закладывать его благополучие на десятилетия вперед? Об этом корреспонденту "РГ" рассказала заместитель мэра Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Мария Багреева.
Мария Багреева: Если в 2010-м году в казну страны шла половина доходов Москвы, то сейчас две трети, а в бюджете города остается только треть от этого "пирога".
Мария Багреева: Если в 2010-м году в казну страны шла половина доходов Москвы, то сейчас две трети, а в бюджете города остается только треть от этого "пирога". / Сергей Куксин

Мария Андреевна! За 2024 год экономика Москвы выросла на 5,5 процента, что существенно выше, чем в целом по стране. Но, по прогнозу на ближайшие три года, темпы роста ожидаются существенно ниже. Исчерпаны ресурсы?

Мария Багреева: Предыдущие годы для Москвы были годами взрывного роста. В 2023-м валовой региональный продукт увеличился на 7,9 процента, в 2024-м, по нашим оценкам, - на 5,5. Скорее это были аномально большие цифры, сопровождавшиеся еще и повышенным уровнем инфляции. Что мы наблюдаем сейчас? Снижение инфляции на фоне некоторого охлаждения экономики - как в целом по России, так и в городе. По итогам 2025 года мы прогнозируем, что рост составит более двух процентов, в 2026-м - около двух процентов. На этом фоне замедляются и темпы роста инвестиций, потребительская активность, розничные продажи... Но не стоит относиться к этому как к негативу, ведь рост продолжается. По всем ключевым показателям Москва остается и, надеюсь, останется и дальше в положительной зоне. А потому замедление никак не скажется на наших планах и обязательствах.

Какие отрасли продолжают активно развиваться, а у каких появились проблемы?

Мария Багреева: Рост внутри экономики города очень неравномерный. Появились быстрорастущие отрасли, и их доля увеличивается. Таких отраслей четыре. Во-первых, финансовый сектор. Он один из самых крупных в структуре экономики города, что понятно: Москва - финансовый центр страны. За последние пять лет этот сектор вырос почти вдвое. На втором месте - ИТ, толчок к развитию которого сначала дал ковид, показавший потребность в цифровых сервисах. Входят в четверку также обрабатывающее производство, оно невелико по объемам, но в полтора раза выросло, и такое направление, как научная и техническая деятельность. Их развитие стимулируют задачи по импортозамещению и технологическому лидерству, стоящие как перед всей страной, так и перед Москвой.

А что насчет проблемных отраслей?

Мария Багреева: Таких у нас нет, есть скорее те, которые я бы назвала меняющимися. Как, например, розничная торговля. В 2024 году ее оборот вырос на пять процентов, а за январь - ноябрь прошедшего 2025 года увеличение составило 0,8 процента. Дело в трансформации. Уходят больше в интернет обычные форматы торговли, существенное влияние начинает оказывать доставка. Возможно, в ближайшие годы будут расти транспортировка и хранение, общепит при сокращении самой торговли...

Доходы бюджета Москвы с 2010 года выросли в 5,5 раза - с триллиона рублей до 5,5 триллиона. За счет чего?

Мария Багреева: Эффект роста экономики. Выгоды от него получает не только Москва. Более чем в девять раз выросла сумма налогов и взносов, перечисляемых Москвой в федеральный бюджет. Если в 2010 году в казну страны шла половина городских доходов, то сейчас - две трети, а в бюджете самой столицы остается только треть от этого "пирога".

Но вырос и бюджет города. Причем изменились не только цифры, но и его структура: 50 процентов доходов вместо прежних 30 процентов в 2010-м направляется в бюджет развития. Именно из него финансируются все наши крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь - строительство метро и дорог. Модернизация поликлиник, плоды которой москвичи уже видят, и начавшаяся программа капитального ремонта школ. Реновация жилья. Словом, все, что работает на качество жизни москвичей и инвестиционную привлекательность Москвы.

В Москве четыре быстрорастущие отрасли: финансовый сектор, ИТ, обрабатывающее производство и такое направление, как научная и техническая деятельность

Бюджет развития сохранится и впредь, сказал мэр Сергей Собянин, недавно отчитываясь о результатах деятельности в прошедшем году...

Мария Багреева: В бюджете города, утвержденном Московской городской Думой на предстоящую трехлетку, сохраняется не только бюджет развития, но и все социальные обязательства - на их выполнение, как и обычно, будет направлена половина доходов города.

И это при том, что налоги от ресурсодобывающих отраслей, которые получала столица, существенно снизились?

Мария Багреева: Действительно, доля нефтегазовых доходов в городском бюджете сократилась с 15 процентов в 2010-м до порядка 3,5 процента в 2025 году. Экономика Москвы стала совсем другой - основу ее на 85 процентов составляют услуги. Те самые, о которых я уже говорила: финансы, ИТ, торговля, туризм и другие. Это сделало ее более устойчивой. Раньше она гораздо сильнее зависела от колебаний цен на нефть, курса доллара, всего того, что происходит на внешних рынках.

Поговорим еще о том, на какие средства столица собирается жить дальше?

Мария Багреева: Общая сумма расходов бюджета Москвы на 2026-2028 годы, утвержденного Мосгордумой, составит 20,2 триллиона рублей: в 2026 году город потратит 6,4 триллиона, в 2027-м - 6,7 триллиона, а в 2028-м - 7,1 триллиона рублей.

Насколько оптимальны расходы города? Бесспорно, за последние годы Москва стала намного красивее, но порой вызывает сомнения непрекращающийся ремонт дорог, масштаб благоустройства. Стоит ли тратить на это деньги в наше непростое время?

Мария Багреева: Формирование бюджета Москвы всегда для нас сопровождается поиском разумного компромисса, а работа над более эффективным использованием бюджетных средств не прекращается. Анализ показал, что все расходы на благоустройство окупаются за год-два. Приведение в порядок улиц притягивает малый бизнес, общепит, торговлю... Бизнес развивается, а у бюджета появляются дополнительные источники доходов. И главное - это часть важной работы по улучшению привлекательности города для людей. Москва давно конкурирует с другими мировыми столицами в борьбе за кадры. Транспортная инфраструктура, связанность города, высокое качество общественных пространств формируют определенный стандарт жизни в городе, его атмосферу. Это очень важно для людей, которые здесь живут и работают. Так что эти расходы не только финансово окупаемы, но и оправданны.

Тем более что Москва живет в условиях острого дефицита кадров: в банке данных города - полмиллиона вакансий практически во всех сферах...

Мария Багреева: С одной стороны, у нас в столице рекордно низкая безработица. Если оценивать ее по методике Международной организации труда, то сейчас она составляет 0,7 процента, то есть почти как в 2012 году, когда этот показатель был 0,8 процента. Но тогда в стране безработица была 5,5 процента, и мы могли какие-то вакансии закрывать за счет привлечения рабочих рук из регионов. Но сейчас и по России она чуть выше двух процентов - и везде тоже нехватка кадров. Так что ситуация даже более напряженная. Но что хорошо? Переход к экономике высоких зарплат, о необходимости которой говорил на "Прямой линии" наш президент, становится уже реальностью и в стране, и в Москве.

Какая средняя зарплата у москвичей в 2025 году?

Мария Багреева: Порядка 170 тысяч рублей, в то время как в 2024-м было около 160 тысяч. Но при этом в ИТ и связи - около 250 тысяч, еще выше исторически в финансах и страховании - более 300 тысяч рублей. В обрабатывающей отрасли средняя зарплата 142 тысячи, но там неравномерные доходы: выше, где появился и развивается высокотехнологичный сегмент. Потенциал роста зарплат сегодня - в повышении производительности труда, внедрении ИТ-технологий и роботизации.

Мэр отмечал, что на предприятиях, где выше производительность труда, и сейчас зарплаты больше. Заметно?

Мария Багреева: Я замечу сразу: производительность труда в Москве выше, чем по стране, в 1,6 раза. По этому показателю наш город сопоставим с такими странами с довольно высокой производительностью труда, как, например, Австрия или Италия. Сказывается так называемый агломерационный эффект - эффект крупных городов, когда высокая концентрация населения ведет к более эффективному использованию ресурсов в любых сферах. Кроме того, мы успешно реализуем федеральный проект по повышению производительности труда, к которому город присоединился в 2022 году. Наши эксперты выходят на конкретные предприятия и помогают выявить, где какие процессы выстроены неэффективно. Делается это не только на промышленных предприятиях с конвейерами, как порой представляется, когда речь заходит об этом федпроекте. К оптимизации деятельности, внедрению бережливых технологий подключились организации практически всех сфер: торговля, отели, общепит, ресурсоснабжающие организации... В общей сложности их уже более 500. Производительность труда у них поднялась более чем на 50 процентов, а совокупный экономический эффект достиг 14 миллиардов рублей.

А зарплата?

Мария Багреева: Заработная плата тоже растет. Но это не единственное достижение проекта. Чем больше происходит изменений и чем активнее вовлекается персонал, тем больше люди чувствуют свою нужность, важность, что, в свою очередь, работает на удержание кадров.

В последние годы Москва всячески поддерживала бизнес. В пандемию это помогло многим компаниям выжить. Город сохраняет такую политику?

Мария Багреева: Конечно, хотелось бы, чтобы поддержка вообще никому не требовалась. Но потребность в ней периодически возникает. Поэтому система мер поддержки не застывшая, она меняется, каждый раз мы адаптируем ее под существующие потребности. В ковид меры были направлены на компенсацию недополученных предприятиями доходов из-за закрытий, ограничений, а сейчас город поддерживает малый и средний бизнес, чтобы они быстрее росли, развивались. На это направлены гранты и субсидии на обучение сотрудников, на приобретение современного оборудования. Еще один большой пласт мер поддержки связан с созданием инновационных высокотехнологичных предприятий. Город за свой счет создает необходимую инфраструктуру. Развивает особые экономические зоны, создает систему технопарков, куда компании могут прийти и получить площади, налоговые льготы. Приоритет для города сегодня - в поддержке малого и среднего бизнеса и высокотехнологичных компаний. В бюджете на эти цели в прошедшем году было заложено 90 миллиардов рублей.

Как известно, эта поддержка не безответна, бизнес в свою очередь тоже вкладывает свои инвестиции в развитие города?

Мария Багреева: Это так. Причем если раньше мы говорили, что на рубль бюджетных инвестиций бизнес приносит порядка трех рублей, то сейчас по ряду ключевых проектов, куда город активно инвестирует в инфраструктуру, отдача идет уже порядка шести рублей частных инвестиций. То есть эффективность вложений выросла в два раза. К примеру, на территориях, куда пришло метро, МЦК или МЦД, существенным образом меняется доля частных инвестиций. Появляются новые рабочие места, начинает строиться жилье, открываются предприятия малого бизнеса. Словом, происходит то же самое, что рядом с благоустроенными площадками.

Если раньше на рубль бюджетных инвестиций бизнес приносил порядка трех рублей, то сейчас по ряду ключевых проектов отдача идет уже шесть рублей

Мэр называл еще одну цифру: частный бизнес в 2025 году вложил 386 миллиардов рублей в обрабатывающую промышленность, или на 33 процента больше, чем годом ранее. На что там тратятся инвестиции?

Мария Багреева: На строительство зданий, на покупку машин и оборудования, инвестиции в ИТ - продукты, словом, все то, что обеспечивает работу промышленных предприятий. Но здесь важно сказать и про структуру городских инвестиций в целом. У нас обрабатывающая промышленность не самая большая с точки зрения доли в городских инвестициях, но одна из самых быстрорастущих. На первом месте по объему городских инвестиций находятся строительство и недвижимость, на втором - ИТ и связь, затем транспорт и хранение, финансы и страхование и потом обрабатывающая промышленность.

А в бюджет кто больше всех перечисляет денег?

Мария Багреева: В первую тройку входят финансы и страхование, торговля, а также строительство и операции с недвижимостью.

Самый большой источник бюджета - НДФЛ?

Мария Багреева: Не только самый большой, но и в последние годы устойчиво растущий. Причем не за счет роста занятых, а за счет роста зарплат. На его долю сейчас приходится больше 40 процентов доходов. НДФЛ более стабильный источник, чем, скажем, налог на прибыль, который больше подвержен конъюнктурным изменениям.

Если в заключение я попрошу коротко определить цель, стоящую перед московской экономикой, как вы ее обозначите?

Мария Багреева: Правительство столицы работает над устойчивым качественным ростом экономики Москвы, стремится сделать ее экономикой высокой производительности труда и высоких зарплат.