
У многих вузов изменятся сроки обучения по программам и сами программы. Ведь 2026 год - переходный к новой системе, которая вводит новые учебные уровни высшего образования: базовый (4-6 лет) и спецализированный (1-2 года). Они пришли на смену бакалавриату и магистратуре. По заявлениям вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в 2026 году новые подходы будут внедрены более чем в тысяче вузов.
Готовы ли университеты и на что обратить внимание? Изменит ли повышение минимальных "вступительных" баллов ЕГЭ ситуацию с приемом? И что такое Квантовый университет, прием в который стартует в этом году?
На вопросы "Российской газеты" отвечает ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко.
Владимир Игоревич, в МИФИ меняются сроки обучения по большинству направлений. Вы готовы к переходу на новые уровни? О чем важно помнить?
Владимир Шевченко: Да, по большинству направлений подготовки срок обучения у нас составит теперь 5,5 года. По некоторым направлениям в IT мы соглашаемся на 4 года - этого достаточно, чтобы потом выйти на работу. Тем более что уже сейчас подавляющее большинство ребят-айтишников работают, и, увы, бывает, в ущерб учебе на старших курсах. Впрочем, кто-то из них со временем решит продолжить свое образование и придет в магистратуру.
Однако отмечу: в "болонской системе", с которой мы распрощались, четырехлетний бакалавриат имел одну важную функцию. Он позволял быть более "гибким", менять образовательные программы и вуз. Важно не потерять преимуществ, связанных с таким индивидуальным подходом.
Минобрнауки не поддержало идею четырех вступительных ЕГЭ для технических направлений (были предложения сделать обязательными и информатику, и физику). Какие экзамены теперь будут сдавать ваши абитуриенты-технари?
Владимир Шевченко: МИФИ никогда не планировал вводить четвертый обязательный экзамен. Горячие дискуссии, которые шли в последнее время вокруг этой темы, никак не повлияли на перечень вступительных испытаний в нашем университете. Да, в перечне ЕГЭ есть некоторые изменения. Согласно приказу Минобрнауки России N 904 от 26 ноября 2025 года для поступления на ряд направлений физика стала обязательным предметом. Из утвержденного министерством списка наш вуз ведет набор на 13 направлений, при этом для девяти из них физика уже много лет является необходимой. А для четырех ранее был выбор между физикой и информатикой. Теперь и здесь ЕГЭ по физике - обязательное требование. Так как сегодня мы публикуем правила приема, то уже можно назвать эти направления официально: "Электроника и наноэлектроника", "Приборостроение", "Фотоника и оптоинформатика", "Лазерная техника и лазерные технологии". Информатика может стать третьим, альтернативным экзаменом (например, на выбор: информатика или углубленная математика).
Впервые за последние годы Минобрнауки ощутимо повысило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы. Как это изменит прием?
Владимир Шевченко: На так называемый "верхний эшелон" абитуриентов, которые приносят высокие баллы, этот факт никак не повлияет, конечно. Например, наши средние баллы ЕГЭ набора на бюджет на московской площадке стабильно находятся на уровне 95 баллов. Однако это подчеркивает ценность других путей поступления. Поясню. Мы считаем стратегически неверным концентрироваться на работе с победителями и призерами только какой-то одной олимпиады, будь то наша родная олимпиада "Росатом" или даже Всероссийская олимпиада школьников. Мы высоко ценим честные олимпиадные достижения и рады видеть в наших стенах таких ребят. Но берем в расчет и альтернативные треки поступления, такие, например, как наши конкурсы "Код МИФИста" и "Ход мысли". Наш девиз - "дорог каждый талант". И мы знаем: наличие способностей к научной и инженерной деятельности у школьника не всегда конвертируется в топовые баллы ЕГЭ и олимпиадные вершины, для которых, подчас, важнее не столько дух научного творчества и поиска истины, сколько спортивный настрой на победу.
В конце концов, для университета, в котором нельзя не учиться, не так важно, как именно абитуриент стал студентом - через ЕГЭ, олимпиаду или как-то еще. Тянет университетскую программу обучения - значит, механизм отбора свою задачу выполнил, а нет - даже самые яркие школьные регалии не помогут.
Но очевидно, что у некоторых региональных вузов возникнут сложности. На наш взгляд, здесь нужно не снижать планку, а помогать школам в регионах повышать качество образования. В конечном счете эта мера работает на глобальную цель: вернуть высшему образованию, особенно техническому, его высокий статус. Диплом университета не должен быть просто "корочкой". Более высокий входной порог - это первый шаг к тому, чтобы наши выпускники были сильнее, а их дипломы котировались еще выше.
МИФИ попал в топ-5 российских вузов в рейтинге университетов стран БРИКС. Насколько сегодня важны подобные рейтинги?
Владимир Шевченко: Сегодня рейтинги БРИКС, ШОС становятся ключевыми ориентирами для талантливых абитуриентов и партнеров из дружественных стран. Для студента из, скажем, Индии, Египта или Вьетнама - это понятный и авторитетный сигнал о качестве образования. Для нас - возможность привлечь лучших иностранных студентов и ученых, развивать совместные проекты.
Конечно, у любого рейтинга - своя методология, которая что-то учитывает лучше, а что-то хуже. Мы не гонимся за формальными показателями, и любые рейтинги для нас - не самоцель, а инструмент диагностики. Чтобы точнее понимать наши сильные стороны и точки роста в сравнении с коллегами из Китая, Индии, Бразилии.
Ваш вуз - единственный в России с официальным статусом центра партнерства МАГАТЭ. А какие еще сейчас совместные проекты с зарубежными коллегами?
Владимир Шевченко: С гордостью могу говорить о нашем флагманском проекте международного ядерного и смежного образования, который мы развиваем прямо сейчас - "Обнинск ТеХ". Речь о создании в городе Обнинск Калужской области - первом российском наукограде и месте рождения атомной энергетики - места встречи для атомной молодежи и профессионалов со всего мира. Это наша совместная работа с "Росатомом" и Калужской областью на базе обнинского филиала МИФИ при участии партнерских университетов и научных организаций. Вообще, в истории науки есть немало таких "намоленных" мест, которые по тем или иным причинам были точками притяжения талантов со всего мира в свои исторические эпохи - Геттинген в Германии, Принстон в США или Дубна в СССР. Мы хотим со временем увидеть Обнинск в этом же ряду.
Кроме того, мы активно участвуем в международном термоядерном проекте ITER во Франции, работаем во всех международных экспериментах на коллайдере NICA в Дубне. Несмотря на известные политические обстоятельства, продолжается работа в эксперименте STAR в Брукхейвенской лаборатории в США.
На сентябрь 2026 года запланирован первый набор в Квантовый университет. Кто сможет попасть в этот проект, который вы запускаете вместе с МФТИ, Бауманкой и МИСИС?
Владимир Шевченко: Идея создания Международного квантового университета родилась еще в 2023 году. Ее поддержал президент. У нашей страны есть исторически сильный багаж в квантовых исследованиях, а в последние годы в ведущих вузах появились современные образовательные программы. А вы знали, что за шесть лет - с 2019 по 2025 год - в России практически с нуля был создан целый ряд функционирующих прототипов квантовых вычислителей и развернута достаточно масштабная сеть квантовой связи? Огромный шаг!
Квантовый университет объединит ресурсы лидеров в этой области. На первом этапе в него войдут, кроме российских вузов, один белорусский, один китайский и один индийский. Основная цель проекта - подготовка поколения высококвалифицированных кадров - ученых, инженеров и других специалистов - для зарождающейся на наших глазах квантовой индустрии. Первый набор - несколько десятков магистров. Предупреждаю сразу: отбор будет жесткий.