Был сугроб - и нет его: Как работают снегоплавильные пункты в Москве

Более миллиона кубометров снега вывезено с улиц столицы
Коммунальные службы столицы продолжают ликвидировать последствия снегопада "Фрэнсис". Еще вчера поражавшие высотой сугробы на глазах исчезают с улиц города: по официальным данным, коммунальщики за эти дни вывезли порядка миллиона кубометров выпавших осадков. Чтобы посмотреть, что же происходит с ними дальше, корреспонденты "РГ" отправились на один из 50 снегосплавных пунктов, которые работают этой зимой в Москве.
Сугробы, которыми "Фрэнсис" завалил столицу, на снегоплавильных пунктах уже пятый день превращают в воду.
Сугробы, которыми "Фрэнсис" завалил столицу, на снегоплавильных пунктах уже пятый день превращают в воду. / Сергей Михеев/ РГ

Искать в Даниловском районе, на улице Ленинская Слобода, пункт не пришлось: большие самосвалы со снегом на дороге служили лучше любого навигатора. У входа их выстроилось с десяток: на площадку пускали по одному. "Все снегосплавные пункты в Москве работают на полную мощность, простоев не бывает, - рассказывает замначальника управления по связям с общественностью ГУП "Мосводосток" Павел Сергеев. - Но это для нас не проблема. Процесс отлажен: режим круглосуточный, персонал трудится посменно". В дни самого снегопада здесь принимали до 200 машин в сутки. Мысленно пересчитываем: одна машина в среднем доставляет 15 кубометров снега, значит, за 24 часа только этот пункт может утилизировать три-четыре тысячи кубометров. Именно сюда везут снег из центральных районов столицы.

Оператор жестами просит нас отойти в сторону - въезжает очередной самосвал. У ворот загорается красная лампочка, и автомобиль останавливается. "На снегосплавном пункте все автоматизировано. Сейчас специальный датчик считывает номер машины и проверяет, есть ли она в базе", - объясняет наш провожатый и указывает на металлическую перекладину с замысловатым прибором, под которой остановился грузовик. Наверху расположен лазер, который автоматически сканирует кузов самосвала, определяя объем снега. "Эта машина больше обычной. Думаю, будет около 20 кубов", - навскидку определяет Павел. И точно: на электронном табло высвечивается цифра: 19,7 кубометра. Вся процедура со сканированием номера автомобиля и объем снега заняла около 10 секунд. Добиться такой скорости помогла цифровая система "Снег": раньше времени уходило гораздо больше, а во время сильных снегопадов на счету каждая минута.

"Водителям приходилось выходить из машины, нести талон, записываться в журнал и только потом ехать выгружать снег, - продолжает Павел. - Благодаря новым технологиям процесс стал проще: на отработку одной машины уходит всего 5-10 минут. Кроме того, специалисты сразу видят, сколько снега и из какого района привез конкретный грузовик. Для полноценной работы пункта достаточно троих: начальника, оператора и его помощника".

Машина тем временем направляется к одной из снегоприемных камер. Их тут четыре. Каждая представляет собой забетонированную яму, в которую с кузова напрямую сбрасывают снег. Снег в камере плавится от взаимодействия с водой, температура которой - не менее 10 градусов. Время плавления зависит еще и от температуры воздуха, а также плотности снега. Чтобы ускорить процесс, большинство новейших пунктов оборудованы дробилками, они измельчают снег перед тем, как он поступит в камеры.

Приписки с вывезенным снегом в Москве не пройдут - его объем на плавильных пунктах определяет лазер

Рядом с камерами расположен резервуар с мусороудерживающими решетками, которые отсеивают крупные предметы, попавшие в снег. Сюда поступает уже талая вода. Видим, что сверху скопилось несколько пластиковых бутылок и веток. Их по мере необходимости несколько раз в сутки убирают с помощью сачка и багра. Среди мусора порой также можно увидеть пластиковые пакеты, обертки, картонные стаканчики из-под кофе. Затем талая вода из резервуара по трубопроводам направляется на сооружения, где проходит тщательную очистку, в том числе при помощи ультрафиолетового обеззараживания. И только став уже совсем чистой и безопасной для экологии, она попадает в московские реки. На выходе из снегосплавного пункта замечаем, что машин в очереди заметно поубавилось. Но скоро наверняка прибудут новые самосвалы - снега выпало с избытком, и чтобы вывезти его весь, потребуется еще время.