Пошлины 500% для покупателей российского черного золота: Чем грозят новые санкции США экспорту нефти из РФ

Эксперт Тюнь: Пока нефть из РФ продается с дисконтом, ее будут покупать
Президент США Дональд Трамп поддержал законопроект об усилении санкций против России. Речь идет о введении рестрикций против стран, которые продолжают закупать российскую нефть, в том числе повышенных таможенных тарифов (до 500%) на их товары.

Чуть ранее американский сенатор Линдси Грэм (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов) сообщил, что голосование по этому законопроекту пройдет на этой неделе, и большинство демократов и республиканцев в Конгрессе США его поддерживают.

Сам Трамп выразил надежду, что усиливать санкции не придется. Понятно, что в данном случае это будет зависеть от прогресса переговорного процесса по Украине. По крайней мере, об этом говорит американский президент. Хотя само право США быстро вводить трансграничные санкции против любых стран фактически под любым предлогом не может не настораживать международное сообщество. Вполне возможно, что ЕС, Китай, Индию и прочие страны это и "настораживает", но никаких официальных заявлений сделано не было.

Главные вопросы для России - возможен ли действительно ввод таких пошлин против покупателей нашей нефти и насколько из-за этого может упасть ее экспорт.

По мнению руководителя департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниила Тюня, идея пошлин 500% против покупателей российской нефти выглядит скорее инструментом политического давления, чем реально исполнимым экономическим решением в полном объеме.

Но все же исключать, что США вернутся со временем к усилению санкционного давления, нельзя. Основные импортеры российской нефти и нефтепродуктов - Китай, Индия, Турция, Бразилия. Именно эти страны оказываются в зоне риска применения жестких санкций США. Пока под каток американских рестрикций попала только Индия. В прошлом году США уже ввели против этой страны пошлины 25% за покупку российской нефти и еще 25% просто так. Вернее, за отрицательный торговый баланс США с Индией, то есть за то, что американцы потребляют индийских товаров больше, чем индийцы американских. Впрочем, за отрицательный торговый баланс США ввели пошлины против почти всех своих крупных экономических партнеров, в каком-то смысле даже уравновесив их возможности на американском рынке.

Суммарно американские пошлины для Индии составили 50%. Но даже после этого выгода от импорта дешевой российской нефти для Индии превысила потери от пошлин США. Наш экспорт нефти в эту страну не упал. Не прекратился он и в конце прошлого года после санкций США в отношении двух крупнейших отечественных нефтедобывающих компаний - "Роснефти" и "Лукойла". Продолжал закупки российской нефти и Китай, в том числе пользуясь удачной конъюнктурой на рынке, поскольку из-за давления США дисконт на российские сорта нефти вырос. А вот Турция и Бразилия в конце 2025 года импорт российской нефти и нефтепродуктов резко сократили, что напрямую связывали с ужесточением американских ограничений.

По словам аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко, вероятность усиления давления США на Россию остается высокой. Не факт, что будут задействоваться настолько высокие тарифы против стран-покупателей российской нефти, но российско-украинский конфликт может использоваться в качестве предлога для продавливания интересов США, в том числе в сфере торговли. Это в особенности касается "колеблющихся" стран, которые пытаются балансировать, не отдавая окончательного предпочтения ни одной из сторон. В первую очередь речь об Индии.

Тюнь оценивает вероятность введения дополнительных пошлин против Индии как умеренную. В этом году Индия, скорее всего, снизит долю российской нефти на 15-25%, но полностью от нее не откажется.

Приблизительно такая же, как с Индией, ситуации складывается с Турцией. Игнорировать давление США она не сможет, но и полностью отказаться от наших поставок будет проблематично. Поэтому возможно их снижение, но не прекращение.

Пока нефть из России продается со скидкой, она найдет своего покупателя

А вот в отношении Китая вероятность введения больших американских пошлин минимальна, считает Тюнь. Это уже не санкции, а полноценная торговая война с крупнейшей экономикой мира. Китай потребляет более 2 млн баррелей российской нефти в сутки, и США прекрасно понимают, что 500% пошлины в этом случае ударят по глобальным цепочкам поставок и по самим США, уверен эксперт.

То есть какую-то часть экспорта Россия может потерять. Некоторые объемы удастся перенаправить через третьи страны (Сингапур, Малайзию и другие) на тот же индийский рынок. Но потери окажутся неизбежны. Ясно также, что не в интересах США будет разбалансировать нефтяной рынок, чтобы котировки барреля выросли из-за снижения предложения из России. То есть вопрос в том, какой объем нашей нефти американцы могут попробовать убрать с рынка без риска получить баррель по 100 долларов.

По оценке минэнерго США, профицит предложения нефти в 2026 году составит чуть более 2 млн баррелей в сутки. ОПЕК не прогнозирует, что на рынке будет существенный профицит. Мировой спрос на нефть в 2026 году должен составить 106,5 млн баррелей в сутки. Если картель продолжит соблюдать квоты, то профицита на рынке не будет, считает Дудченко.

Тюнь полагает, что сейчас с рынка без резкого роста цен можно убрать порядка 1,5-2 млн баррелей в сутки нефти, то есть около 20-30% российского экспорта. Это тот предел, который может быть компенсирован резервными мощностями ОПЕК и перераспределением потоков. Все, что выше, быстро толкнет цену Brent в диапазон выше 85-90 долларов за баррель, что уже противоречит интересам самих инициаторов санкций.

В ближайшие три месяца эксперт ожидает сокращения поставок максимум на 0,5 млн баррелей в сутки - рынок это переварит без стресса. В горизонте года - возможное снижение до 1,5-2 млн баррелей, если давление усилится и мировая экономика замедлится.

Эксперт отмечает, что пока российская нефть продается с дисконтом, ее будут покупать. Через теневой флот, перевалку в нейтральных водах, смешение партий, реэкспорт нефтепродуктов. Эти механизмы уже выстроены и будут только усложняться. Санкции повышают транзакционные издержки, но не убирают сам товар с рынка.

Схожее мнение у Дудченко, значимость обходных маршрутов будет расти, а бизнес будет стараться найти новые способы для купирования последствий санкционной политики. Но в конечном счете российская нефть по-прежнему остается привлекательной, подчеркивает он.