
Об этом корреспонденту "РГ" рассказали в российской Лаборатории "Интеллидженс Экспресс" (ЛИЭКС), которая занимается анализом и систематизацией открытых данных о разведслужбах разных стран. По мнению экспертов ЛИЭКС, без прямого указания из Вашингтона Париж не стал бы отдавать российского гражданина, вопрос с экстрадицией которого в США уже был решен. При этом изначально, когда Винатье арестовали в Москве, ни Франция ни Швейцария, на которую он официально работал, не стали поднимать шум и брать ответственность за него.
По мнению экспертов, сам характер реакции французских властей после ареста Винатье заслуживает отдельного внимания.
"Быстрое и публичное дистанцирование от него с формулировкой "он не работал на Францию" выглядело не просто как юридическая оговорка, а как сигнал о том, что Париж не считает его своим кадровым активом", - отметили в ЛИЭКС.

В разведывательной практике подобные заявления зачастую маскируют более сложную реальность, когда объект сотрудничал с союзными, но формально чужими структурами. В этом случае обмен Винатье на фигуранта американского уголовного дела, связанного с киберпреступлениями, дополнительно усиливает впечатление, что именно Вашингтон был заинтересован в его возвращении, даже если формальным контрагентом выступала Франция.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Центре общественных связей ФСБ, 49-летний Лоран Винатье, являясь сотрудником швейцарской негосударственной организации "Центр гуманитарного диалога" (Centre for Humanitarian Dialogue), осуществлял сбор сведений военного и военно-технического характера. Он был задержан сотрудниками ФСБ летом 2024 года.
14 октября 2024 года Замоскворецкий суд Москвы приговорил Лорана Винатье к трем годам колонии за неисполнение обязанностей иноагента. 21 мая 2025 года следствие ФСБ предъявило французскому гражданину новое обвинение - по ст. 276 УК России (шпионаж), по которой ему грозило до 20 лет лишения свободы. Что касается баскетболиста Даниила Касаткина, то он был задержан во Франции по запросу США по делу о предполагаемых кибератаках. Сам Касаткин эти обвинения отрицал и уж точно не подделывал свою биографию профессионального баскетболиста.
А вот в личности "научного исследователя" Винатье есть ряд показательных маркеров, которые косвенно указывают на его работу или сотрудничество с разведкой.

Прежде всего обращает на себя внимание ранний этап его карьеры, связанный с работой в структурах НАТО. Для французского исследователя, формально не имевшего к тому моменту статуса высокопоставленного эксперта, попадание в офис специального советника генсека НАТО по Центральной и Восточной Европе выглядит нетривиально. Важнее даже не сам факт этой работы, а последующая попытка Винатье минимизировать ее значение, назвавшего ее "стажировкой" и избегавшего обсуждения деталей. Учитывая доминирующую роль США и Великобритании в аналитических и кадровых потоках НАТО, именно англосаксонские спецслужбы логично рассматривать как основных бенефициаров такого "входа в систему", тогда как французские структуры в этих механизмах традиционно играют вторичную роль.
Второй важный элемент - это его консалтинговая фирма Emerging Actors Consulting, действовавшая почти десятилетие и специализировавшаяся на кризисных регионах, включая Россию, Восточную Европу и Центральную Азию. Подобный формат частного консалтинга идеально вписывается в модель аутсорсинга сбора информации, которую активно используют именно американские и британские разведывательные сообщества, предпочитающие работать через "серую зону" аналитиков, НКО и частных подрядчиков.
Французская разведка, по данным российских экспертов ЛИЭКС, напротив, исторически более склонна к вертикально интегрированным и формализованным каналам, где подобная частная оболочка используется реже и осторожнее. Швейцарский Центр гуманитарного диалога, где Винатье работал с 2014 года, также не опровергает эту гипотезу. Ключевая особенность подобных площадок заключается в том, что они часто служат интересам не столько государства, откуда родом сотрудник, сколько наиболее активных и ресурсно обеспеченных игроков внутри западного блока США и Великобритании.