"Человек-эпоха, создавший образ времени". Умер знаменитый фотограф Валерий Плотников

Ушел из жизни Валерий Плотников, сделавший знаменитую фотографию Высоцкого
Умер Валерий Плотников (1943-2026). Фотограф. Человек-эпоха, который создал образ времени. Мы вспоминаем Владимира Высоцкого не только по песням и сыгранным ролям. Первым всплывает в памяти хрестоматийный снимок, сделанный Плотниковым. Высоцкий на фоне афиш спектаклей Театра на Таганке. Названия любимовских спектаклей - тех, в которых сыграл Высоцкий, - звучат, словно реплики. "Гамлет". "Что делать?". "Под кожей статуи Свободы". "Добрый человек из Сезуана". "Товарищ, верь!". "Послушайте! Маяковский".
Фотограф Валерий Плотников.
Фотограф Валерий Плотников. / Кирилл Каллиников / РИА Новости

В этой фотографии нет ничего привычно театрального. Ни грима, ни сценического костюма, ни выразительного жеста. Высоцкий стоит, напряженный, обхватив себя руками, словно готовясь к жесткому разговору. Уже вне роли, вне сцены, но внутри театра. Он так и врезается в память - Гамлетом, вышедшим с подмостков к нам, задающим нестерпимые, обжигающие вопросы, вопрошающим об этичности нашего выбора.

Конечно, это не единственная фотография Высоцкого, сделанная Плотниковым. Он снимал поэта, актера, барда на протяжении 13 лет - с 1967-го до его смерти в июле 1980-го. Плотников сделал 290 портретов Высоцкого, фотографировал его и на смертном одре. Но за редким исключением (которым стали как раз похороны Высоцкого) Плотникова не интересовала репортажная съемка. Его выбором был портрет. Парадный портрет.

Валдимир Высоцкий. Фото: Валерий Плотников

Но что такое в советское время парадный портрет? Он зачастую микшировался до неразличимости с официальной фотографией "на документ". Она, эта парадная фотография, годилась хоть для "доски почета", хоть на профсоюзный билет, хоть на памятник на кладбище. И как бы ни старался фотограф, перед которым чередой шли ударники, члены профкома, обкома и прочих инстанций, герои казались все на одно лицо. Поэтому в оттепельную пору так востребовано было возвращение к непосредственности, спонтанности репортажа.

Любимым мотто фотографов был совет Анри Картье-Брессона ловить "решающий момент". Можно сказать, что в "видоискателе" той эпохи постановочный парадный портрет отдавал скукой, нафталином и презренным буржуазным уютом. И вот этот-то забытый жанр выбирает Валерий Плотников.

Что совсем странно, выбирает, учась на операторском факультете ВГИКа. В Москву он приехал из Ленинграда, окончив художественную школу при Академии художеств. И почему-то кажется, что этот "консервативный" выбор в пользу портретного жанра был определен этой школой, традициями Академии художеств и всем обликом имперского города на Неве, с его дворцами, Эрмитажем и театральной призрачностью белых ночей. Как бы то ни было, Плотников хорошо знал живопись и портреты выстраивал как художник - картину. Зато ВГИК, похоже, привил вкус к постановке, сюжету, работе с актером.

Григорий Козинцев определил Плотникова как фотографа-режиссера, который "задумывает фотографию как постановку". Об этом напомнила Ольга Свиблова в тексте, который предварял выставку Валерия Плотникова "Герои своего времени", показанную летом 2025 года в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии". Это была последняя выставка фотографа, который 20 октября прошлого года отметил 82-й день рождения. В Мультимедиа Арт Музее Москвы были показаны фотографии Андрея Миронова, Дмитрия Лихачева, Мстислава Ростроповича, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, Святослава Рихтера, Олега Янковского, Аркадия Райкина, Сергея Образцова, Солоницына, Вячеслава Зайцева, Юрия Любимова и, разумеется, Владимира Высоцкого...

Фактически Плотникову удалось сделать коллективный портрет элиты страны, которой больше нет. Впрочем, слово "элита" тогда не звучало как комплимент. Но тогда оно еще и не вошло в обиход как самоназвание. Плотников не снимал самозванцев - он снимал людей, в которых было то, что поэт назвал "самостояньем человека". Может быть, все дело в том, что сам Плотников этим "самостояньем" был наделен в высшей степени?