
Первые новостройки в рамках адресной программы по развитию застроенных территорий, куда предполагалось переселить жителей домов первых массовых серий 1958-1970-х годов постройки, начали возводить в районе Сосновая Поляна еще в 2014 году. Тогда же обнажились наиболее болезненные места программы: люди не хотели уезжать из обжитых кварталов, нанимателям и собственникам жилья предлагались разные условия, и к тому же у некоторых возник "синдром последнего соседа" - без согласия человека его нельзя было переселить и начать снос дома, а люди требовали за это непомерные компенсации. Окончательно похоронило начинание уголовное дело против компании-застройщика, которая занималась реновацией.
Однако Петербург по-прежнему нуждается в реновации кварталов, устаревших морально и физически, рассчитанных в момент постройки на 25 лет эксплуатации и отслуживших уже как минимум в два раза больше. Органы исполнительной и законодательной власти учли недостатки первой попытки, инициировав сначала изменения в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, учитывающие особый статус городов федерального значения.
"Документ усиливает защиту жилищных прав граждан: дома, где не были вовремя проведены общие собрания собственников, не будут автоматически включаться в программы КРТ, - сообщили в Telegram-канале петербургского парламента в декабре прошлого года, после принятия закона в целом. - Также закреплено право граждан на получение нового жилья в пределах того же или соседнего муниципального образования, а при письменном согласии - в других локациях города".
Однако и в этой редакции петербургский закон о КРТ вызывает нарекания. По мнению юристов и градозащитников, на фоне массовых фальсификаций протоколов общих собраний жильцов - при том, что инициировать такое собрание может в том числе оператор КРТ, новая норма никак не защищает людей. Кроме того, очевидно, что на месте "хрущоб" застройщики будут возводить многоквартирные дома гораздо большего размера - им необходимо не только "отбить" вложения на переселение, снос прежней постройки и возведение новой, но и получить прибыль. Однако инженерная и социальная инфраструктура этих кварталов рассчитывалась исходя из прежних параметров и может не выдержать возросшей нагрузки.
Кроме того, новый закон вообще не учитывает ситуацию с ипотечными кредитами граждан. Если у них есть жилье в доме, подлежащем реновации, то оператор КРТ заплатит компенсацию, которая пойдет на ее погашение, чтобы рассчитаться с банком. Однако взять новую ипотеку на условиях, доступных несколько лет назад, сегодня уже нереально. Инициативная группа петербургских юристов оспаривала в суде версию закона о КРТ 2022 года, и хоть и не выиграла процесс, но добилась внесения изменений. Сейчас рассматривается возможность подачи нового иска.