Вторая инструкция - для учителей, которые столкнулись с агрессией ученика в классе. Прежде всего, учителям дается важная информация. Агрессивное поведение ученика в школе говорит о том, что ребенок не может сам справиться с какими-то эмоциями и агрессией как бы защищает себя или пытается привлечь внимание, "пробует" границы взрослого. В таких ситуациях задача педагога - не подавить ученика, чтобы не закрепить так называемую силовую модель поведения, а помочь справиться с этим состоянием, снизить злость и агрессию в моменте.
Эксперты советуют учителям при проявлении агрессии ребенка "надеть маску" сначала на себя, то есть, в первую очередь, восстановить самоконтроль. Как?
"Возьмите паузу на пару секунд, сделайте вдох и выдох, займите устойчивую позу, коснитесь спиной опоры. Помните, ваш ответ - ответ педагога!" - прописано в пункте "Правила педагога".
Всегда, при любых условиях нужно оставаться в рамках правового поля - БЕЗ физических действий, БЕЗ крика, БЕЗ переходов на личность!
Нужно понимать: причины агрессии могут быть самыми разными. Кто-то пытается самоутвердиться, кто-то копирует модель поведения персонажа книги, кино или компьютерной игры, кому-то сложно сойтись со сверстниками, у кого-то - переходный возраст, неурядицы в семье и т. д.
Любой чуткий педагог обратит внимание, если в поведении ученика произошли резкие изменения. Часто грубость и агрессия - сигнал внутреннего кризиса. Учитель должен помнить: он взрослый человек и действовать должен как взрослый.
"Сохраняйте выдержку и самообладание. Вы - взрослый, который управляет ситуацией, не втягиваясь в конфликт. Ваша цель - урегулировать ситуацию, а не победить в споре", - прописано в инструкции.
Как действовать? Постараться быстро оценить в голове происходящее с позиции конкретного ребенка и ситуации в целом. Понять, насколько положение критическое, помогут определенные вопросы учителя самому себе. Например, насколько нетипично такое состояние для ученика? Его захватили эмоции, он действует импульсивно? Остальные дети в классе вовлечены в ситуацию? Действия ребенка осознанны, он внутренне спокоен и действует рационально?
Его действия становятся разрушительными и небезопасными для него самого и создают риск для жизни и здоровья окружающих?
Если в первых случаях еще можно все "разрулить" разговором, то последний пункт, особенно если агрессивные действия подростка неконтролируемо нарастают, требует четких действий: незамедлительно обеспечить эвакуацию других детей из помещения (класса, аудитории), поручить любому ученику срочно позвать дежурного учителя, администратора, охрану, не вступать в физическое противодействие, сохранять дистанцию.
Внимание: номера охраны и администрации школы должны быть в телефоне педагога - максимально близко, "под рукой".