В таких ситуациях задача педагога - не подавить ученика, чтобы не закрепить так называемую силовую модель поведения, а помочь справиться с этим состоянием, снизить злость и агрессию в моменте.
Именно с этой важной информации начинается типовая инструкция для учителей "Как остановить агрессивное поведение". Ее подготовили Минпросвещения и Центр защиты прав и интересов детей. Вместе с регламентом действий по решению конфликтов в школах для директоров инструкция уже направлена в школы России.
Нужный, важный и продуманный документ. Ведь не только у детей - часто у педагогов, особенно молодых, в конфликтах не получается совладать с эмоциями. А это только усложняет и без того нелегкую ситуацию.
Агрессия - это всегда целенаправленное деструктивное поведение (нарушение личных границ, оскорбления, угрозы, провокации), которое противоречит нормам и правилам общества.
Эксперты советуют учителям при проявлении агрессии ребенка начать с себя и, в первую очередь, восстановить самоконтроль. Как?
"Возьмите паузу на пару секунд, сделайте вдох и выдох, займите устойчивую позу, коснитесь спиной опоры. Помните, ваш ответ - ответ педагога!" - прописано в пункте "Правила педагога".
Всегда, при любых условиях нужно оставаться в рамках правового поля - БЕЗ физических действий, БЕЗ крика, БЕЗ переходов на личность!
Нужно понимать: причины агрессии могут быть самыми разными. Кто-то пытается самоутвердиться, кто-то копирует модель поведения персонажа книги, кино или компьютерной игры, кому-то сложно сойтись со сверстниками, у кого-то - переходный возраст, неурядицы в семье и т. д.
Любой чуткий педагог обратит внимание, если в поведении ученика произошли резкие изменения.
Часто грубость и агрессия - сигнал внутреннего кризиса.
Учитель должен помнить: он взрослый человек и действовать должен как взрослый.
"Сохраняйте выдержку и самообладание. Вы - взрослый, который управляет ситуацией, не втягиваясь в конфликт. Ваша цель - урегулировать ситуацию, а не победить в споре", - прописано в инструкции.
В ситуации агрессии нужно действовать оперативно, постараться быстро оценить в голове происходящее с позиции конкретного ребенка и ситуации в целом. Понять, насколько положение критическое, помогут определенные вопросы учителя самому себе:
И если в первых пяти случаях еще можно что-то поправить разговором, то последний пункт, особенно если агрессивные действия подростка неконтролируемо нарастают, требуют четких действий:
Внимание: номера вызова охраны, администрации школы должны быть в телефоне педагога!
Также в инструкции даны возможные способы снизить эмоциональный накал ребенка - через вербализацию, то есть проговаривание его эмоций. Так взрослый покажет, что слышит его, а это очень важно.
Как это можно сделать? Например, спросить: "Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит из-за…?", "Я правильно понял, что ты…?", "Тебя сейчас задело...?"
Исключите из ваших слов весь негатив, агрессию. Делайте не вывод, а предположение, которое ребенок подтвердит или даст свой ответ.
И обязательно надо дать понять, что вы готовы обсудить ситуацию наедине.
И непременно сделайте это, когда острая ситуация разрешится.