
В инструкции дан алгоритм действий в случае конфликта. На то, чтобы разобраться в ситуации - от приема заявления до вынесения решения, - дается от 5 до 9 дней.
1-2-й день:
Прием и регистрация обращения. Причем рассмотрению подлежат как письменные, так и устные заявления.
Директор назначает ответственного по конкретному случаю. Устанавливается реальность факта произошедшего и участников события. В присутствии родителей или законных представителей проводится опрос школьников. О конфликте сообщается в вышестоящие органы управления образованием и другие инстанции, а также родителям, если среди участников - школьник.
2-5-й день:
Определение всех участников события, выяснение обстоятельств произошедшего, запрос необходимой информации у сторон конфликта. Сбор документов: объяснительных, медицинских справок (при необходимости), свидетельских показаний. Проверка локальных актов и возможного конфликта интересов. Встреча с участниками конфликта.
При необходимости к беседе привлекаются психологическая служба (штатный педагог-психолог), служба медиации, председатель местного профсоюза учителей. Установка виновных и принятие необходимых мер. Также в эти сроки должны быть оформлены принятые на уровне школы решения и направлены учредителю.
Если в школе конфликт не удается решить - его выносят на комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
5-8-й день:
Заседание комиссии со всеми необходимыми мероприятиями и вынесение решения.
9-й день:
Исполнение решения комиссии. Важно: это - на личном контроле директора школы. Если после первой комиссии снова не удается прийти к соглашению, то дело отправляется в региональную комиссию по защите чести и достоинства педагогов.
Между тем
По данным социологических исследований, 66 процентов учителей сталкивались с оскорблениями от учеников, а 43 процента детей допускают унижение педагога.
По мнению председателя Новосибирского регионального отделения ВПС, директора лицея № 159 Новосибирска Татьяны Горбачевой, нужно пересмотреть систему подготовки педагогов в вузах.
"Необходимо делать акцент на развитии навыков профессионального достоинства, публичной коммуникации. Будущие учителя должны обучаться не только предметной методике, но и искусству медиации, сохранения личных границ, ведения сложных переговоров и противостояния психологическому давлению в образовательной среде", - заметила Горбачева.