Серебро в стиле модерн: В Воронеже выставили антикварные броши из Европы

В Воронеже выставили антикварные броши из Европы
Свыше ста редких украшений, сделанных известными итальянскими и скандинавскими ювелирами на рубеже XIX-XX веков, собрали в музее имени И. Крамского. Броши и корсажные пряжки из серебра с полудрагоценными камнями предстали в окружении других произведений в стиле ар-нуво. Картины и графика знаменитой уроженки Воронежа Елены Киселевой, скульптуры и фарфор, журнальные иллюстрации раскрывают его суть - мистический поиск гармонии искусства и жизни.

Art Nouveau (по-французски "новый стиль"), или югендстиль, или либерти, или модерн - существовал в Европе сравнительно недолго. Он проявился в архитектуре и визуальном искусстве в конце 1880-х и угас в 1914-м, с началом Первой мировой. Модерн легко узнать - по плоским фигурам, изящным растительным орнаментам, плавной и в то же время четкой линии, образам томных красавиц и экзотическим мотивам. Он захватил все и всех - зодчие увлеченно проектировали дома с затейливыми фасадами и майоликовыми панно, живописцы изображали реальных женщин в образе мифических дев, ремесленники увлеченно декорировали мебель и домашнюю утварь.

Проник модерн и в моду. Женщины хотели выглядеть не просто красивыми, а загадочно-красивыми. Ювелиры мастерили для них крупные оригинальные серьги и броши, массивные пряжки для поясов, которые крепились под грудью. Многие образцы таких изделий сегодня хранятся в музеях и частных собраниях. Их можно узнать по причудливым сюжетам: девушка с хвостом павлина или цветками яблони на голове, бабочка с женским лицом.

Коллекционер из Воронежа Виктория Власюк хранит около тысячи антикварных и винтажных украшений, которые представляют 12 стилей. И внушительная часть ее сокровищ относится как раз к ар-нуво. Для выставки отобрали продукцию мастерских Unger Brothers, William B.Kerr & Co, Foster & Bailey, William Link Co, La Pierre, Fishel, Nessler & Co, Link и Angell & Weiss.

- Эти броши выпускались небольшими по современным меркам сериями. Но в конце XIX века 50 или 100 экземпляров для изделия из серебра уже считали массовым производством. Хотя все создавалось вручную и по более сложной, чем сегодня, технологии литья. До модерна украшения должны были выглядеть "богато". А тут ювелиры стали показывать красоту обыденности и гармонии с природой, выбирать более простые формы: вместо огромных букетов - несколько цветков или даже одиночный. Причем это были уже не пышные розы, а ирисы, лилейники, кувшинки, бегонии, петунии… С обратной стороны могли сделать крючок, на который вешались часы, - рассказала "РГ" Виктория Власюк.

Вдохновляла мастеров модерна и готика - так появлялись броши-горгульи, маскароны медузы со змеями, драконы. Редкий по сюжету и тонкости исполнения образец - лицо девушки под слоем вуали.

Отдельную витрину занимают броши 1930-1950-х годов от флорентийских и скандинавских ювелиров, которые продолжали "линию модерна". У них брошью мог стать стилизованный ландыш или разбитое сердце…

- Скандинавский модерн имеет свои стилевые приемы, он значительно более спокойный. Цветков в композиции здесь значительно меньше, геометрические формы более плавные, - пояснила Власюк. - Ювелиры модерна по достоинству оценили потенциал голубого лунного камня - прежде он считался поделочным, а теперь используется только в дорогостоящих украшениях. То есть из массового сегмента с серебром перешел в категорию "золото с бриллиантами".

Свою первую антикварную брошь Виктория приобрела больше десяти лет назад. Что послужило толчком, уже и не вспомнить - говорит, это как с любовью к человеку, не разберешь толком, что к нему влечет.

- Мы попали на огромную выставку украшений, там было очень много всего, как обычно: смешаны винтажная бижутерия, серебро, без разбивки по направлениям. И вот - влюбилась в одну брошь… Она долгое время лежала в шкатулке, а я постоянно возвращалась к ней мыслями. И постепенно начала интересоваться стилем, собирать информацию, искать каталоги. Какая-то часть коллекции меняется, но ядро - вещи, которые ношу сама. Причем не только на платье или пиджаках, но и в прическе. Очень люблю одну брошь, которая досталась мне чудом. Я ее заприметила, пришла с деньгами - а кто-то меня опередил. Так расстроилась! Через несколько дней случайно проходила мимо того же прилавка и увидела опять эту вещь. Обычно винтаж не принимают к возврату, но здесь продавец сделал исключение… - вспоминает Власюк. - Других ценителей, которые бы так же собирали одни броши, пока не встретила. Но - не теряю надежды.

Иногда ей кажется, что коллекция уже приняла законченный вид. Женщина перебрала тысячи образцов и фотографий, может определить период производства по одному взгляду на конструкцию, по креплению замков или камней. Потом в интернете появляется очередной оцифрованный каталог с украшениями, а среди них - неожиданный экземпляр. Азарт просыпается вновь.

- Ценность брошей - понятие относительное. В одних случаях большее значение имеет масса металла, в других - символизм, - рассуждает Виктория Власюк. - Например, простые серебряные броши 1960-х с изображением Элвиса Пресли стоят очень дорого, потому что это нишевое направление. Для меня старые украшения - это объекты искусства, часть культурного контекста. Ручная работа придает им жизнь.

Выставка "Линия модерна. Ювелирное искусство, живопись, графика, фарфор" продлится до 25 января 2026 года.

Прямая речь

Наталья Бакина, ученый секретарь воронежского художественного музея имени И. Крамского:

- В этой небольшой выставке, помимо ювелирных украшений, собраны произведения нескольких видов искусства и авторов, от Константина Маковского до Петра Нилуса. Они работали в разное время, в разной манере. Но все экспонаты как будто выполнены на одном дыхании, продолжают одну линию - линию модерна. Этот стиль возник и раскрылся в сложное, противоречивое время. Для него характерна совершенно утопическая идея стремления к абсолютной красоте и воплощения этой красоты в жизни - каждую минуту, без деления на высокое и низкое, бытовое и официальное. Художники рубежа XIX-ХХ веков стремились дышать, видеть, чувствовать красотой. И нам кажется, что к новогодним праздникам очень уместно вернуться к этой идее. Вспомнить, что красота присутствует рядом с нами всегда, несмотря ни на что, и нужно ее видеть и наполнять ею жизнь.