Безопасность в приоритете
Подведены предварительные итоги первого года реализации нацпроекта "Инфраструктура для жизни"

Не последнее дело в сохранении жизней на дорогах - это пропаганда безопасного поведения / Госавтоинспекция МВД России
Количество ДТП и число погибших в них людей в России продолжает снижаться. Эти позитивные изменения - результат комплексной работы в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни". Какие конкретные меры реализованы в первый год его действия и как они повлияли на статистику аварийности? Какие технологии и подходы сработали? Удастся ли удержать эту тенденцию для достижения амбициозной цели: двукратного сокращения смертности к 2036 году? Разбираемся вместе.
Что за год сделано?
В 2025 году началась реализация нового национального проекта "Инфраструктура для жизни". Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" поставлена задача - снизить смертность в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и в два раза - к 2036 году, если сравнивать с годом 2023-м. Ключевое - добиться снижения аварийности и смертности на дорогах, обеспечив условия для комфортной и безопасной среды для жизни людей. В 2023 году на дорогах погибли 14 504 человека. Транспортный риск составил 2,36 погибшего на 10 тысяч транспортных средств. По расчетным показателям к 2030 году транспортный риск не должен превышать 1,57. А именно не выше 9,7 тысячи погибших человек.
В мировой практике для объективной оценки состояния аварийности на автомобильных дорогах используется именно показатель транспортных рисков. В отличие от социальных, он ориентирован на уровень мобильности населения, спрос на пользование автомобильными дорогами, транспортными услугами и выражен в отношении количества погибших в ДТП к совокупному пробегу или суммарному количеству автомобильного парка.
Но достижение такого снижения риска - очень непростая задача. Это можно сделать только совместными усилиями. Поэтому и работают над ней не только МВД России, но и такие ведомства, как Минтранс, Минпросвещения, МЧС, Минздрав, Минпромторг и Росавтодор. Ведь дорожная безопасность - это дороги, дорожная инфраструктура, которая включает в себя не только дорожное полотно, но и отбойники, разметку, знаки, места стоянок транспорта и отдыха водителей. Это непосредственно транспорт, а также подготовка водителей, повышение их квалификации. Это быстрое реагирование на дорожно-транспортные происшествия со спасением пострадавших в них. Это оперативная доставка потерпевших в медицинские учреждения, бывает, что и с помощью вертолетов. Но это еще и контроль за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками. На МВД возложена задача общего управления федеральным проектом "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".
Задача - снизить смертность в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и в два раза - к 2036 году
Как рассказал заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, в рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни" введено в эксплуатацию 68 объектов. Это 38 участков дорог общей протяженностью 207 км и 30 искусственных сооружений протяженностью более 3 тысяч погонных метров. Всего до конца года будет построено и реконструировано более 140 объектов - 340 км дорог и 5 тысяч погонных метров искусственных сооружений.
На период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в нормативном состоянии должно быть не менее 85% федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Аналогичный показатель по региональной сети должен быть не менее 60%.
Спасти жизни
Большое значение в рамках проекта уделяется укреплению материально-технической базы подразделений Госавтоинспекции. В территориальные органы МВД России поставлены и введены в эксплуатацию 530 бортовых аппаратно-программных комплексов, установленных на патрульные автомобили дорожно-патрульной службы, с функцией распознавания государственных регистрационных знаков, 1 641 прибор контроля эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Нужно ведь замерять световозвращаемость всего того, что на дороге должно ее иметь, а также оценивать соответствие нормативным требованиям других элементов дорожной инфраструктуры. Так как нормативные требования - это не только ровность дорожного полотна, отсутствие ям. Это инфраструктура. А именно отбойники, разделение потоков, как встречных направлений, так и отделение пешеходов от проезжей части. Это тротуары, переходы. Это освещение, места для отдыха водителей, видимость разметки и знаков…
Кроме того, в обязанность сотрудников Госавтоинспекции входит и оказание первой помощи на дорогах. В рамках проекта дорожно-патрульная служба была оснащена медицинскими укладками для этого. Таких укладок в этом году было поставлено свыше 4,7 тыс. Это не простая автомобильная аптечка, а серьезный набор средств оказания первой помощи, предназначенный для поддержания жизнедеятельности пострадавшего в ДТП до того, как он будет доставлен в медицинское учреждение. Словом, то, что поможет сохранить человеку жизнь, особенно в ситуациях, когда счет идет на минуты.
Не последнее дело в сохранении жизней на дорогах - это пропаганда безопасного поведения. В целях привлечения внимания населения к основным факторам риска попадания в ДТП проведены социальные кампании в местах массового пребывания граждан. Организаторы активно общались с населением, раздавали световозвращающие элементы, поясняли, как себя вести в той или иной ситуации, а также как обезопасить себя на дороге.
Не только наказания, но и просвещение
Продолжилась реализация мероприятий по разъяснению законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации и возможностей социальной рекламы региональными подразделениями Госавтоинспекции. Созданы социальные ролики, которые размешаются на телевидении, а также в соцсетях, программы на радиостанциях и телеканалах.
Социальные кампании проводятся не только для водителей, но и для всех остальных участников дорожного движения. В том числе для пешеходов и детей. Они проводятся даже в родильных домах. Молодым родителям не только объясняют, что ребенка надо везти домой в автолюльке, но даже дарят такие устройства.
Кроме того, в рамках федерального проекта обеспечена организационная и методическая поддержка отрядов юных инспекторов движения. Кстати, ЮИД в 2023 году отпраздновал полувековой юбилей. На сегодняшний день в него входят свыше 521 тысячи детей. Они выходят в патрули вместе с сотрудниками Госавтоинспекции, участвуют в создании и реализации социальных проектов, работают со взрослыми и сверстниками, объясняя, почему необходимо строго соблюдать ПДД. Развитием ЮИД Госавтоинспекция занимается как раз совместно с Минпросвещения России. Примеры такого взаимодействия - реально работающие инструменты. Создаются условия для распространения лучших практик обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге. Ведется системная работа с родителями по обеспечению безопасности детей при перевозках в автомобилях. За Минпросвещения также закреплена задача проведения региональных профильных смен по безопасности дорожного движения и других мероприятий, направленных на привитие детям навыков безопасного участия в дорожном движении.
Каков итог
По итогам 11 месяцев 2025 года на территории Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано снижение основных показателей аварийности: количества ДТП на 2,9% (117 177 происшествий), числа погибших в них на 3,8% (12 636 человек) и раненых на 3,5% (144 980 человек).
Напомним, что Президентом России утверждена Стратегия повышения безопасности дорожного движения на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. В ней определены цели, задачи и направления государственной политики в этой области на ближайшие 11 лет. Это не первый подобный документ. Но ранее стратегия утверждалась правительством. Теперь - президентом. Что повышает ее политический и правовой статус, а также позволит распространить ее действие на все уровни власти. Тем более что она отнесена к документам в сфере обеспечения национальной безопасности государства. И впервые распространяет планирование на долгосрочный период.
Стратегия разработана МВД России с учетом детального анализа состояния безопасности дорожного движения, прогнозов социально-экономического развития страны, лучших отечественных и зарубежных практик, а также мнений заинтересованных органов власти, экспертов и общественности.
Новая Стратегия основана на "проактивном и риск-ориентированном подходах". Это означает, что в первую очередь усилия будут направлены на предупреждение происшествий и выявление потенциальных угроз, а не только на ликвидацию последствий уже произошедших ДТП.
В рамках этого документа предстоит решить пять основных задач. Это повышение эффективности управления в сфере безопасности, повышение безопасности участников дорожного движения, транспортных средств и услуг в сфере транспорта, дорожной инфраструктуры, эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия.
Безопасность на дорогах перестала быть только задачей полиции, это общенациональная миссия, объединившая власть, общество и бизнес
Что же касается дорог, то в первую очередь необходимо создание так называемой прощающей инфраструктуры, которая будет максимально предотвращать ошибки человека и минимизировать их последствия, что возможно за счет разделения транспортных потоков с использованием современных материалов и технологий. Будет реализован комплекс мер по созданию комфортных и безопасных инфраструктурных условий для передвижения пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ.
Первый год реализации национального проекта "Инфраструктура для жизни" и новая президентская Стратегия повышения безопасности дорожного движения демонстрируют принципиально иной, системный подход к одной из самых острых социальных проблем. Уже сейчас благодаря комплексным усилиям - от строительства инфраструктуры и масштабного технического переоснащения Госавтоинспекции до адресной социальной работы с водителями, пешеходами и детьми - формируется новая экосистема обеспечения безопасности дорожного движения, направленная на сохранение жизней. Безопасность на дорогах перестала быть только задачей полиции, это общенациональная миссия, объединившая власть, общество и бизнес. Достижение цели - спасти тысячи жизней к 2030 и 2036 году - зависит от неослабевающей концентрации на предупреждении рисков и от слаженной работы всех ведомств на этом долгом, но единственно верном пути.
Материал создан в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".