
Увертюрой к выставке стало полотно "Вид в окрестностях Москвы с усадьбой", написанное в 19 лет. В 24 года Саврасов стал уже академиком Академии художеств. До него пейзаж был вдохновлен романтизмом и четко прорисован, будто картинка в глянцевом журнале. С основоположником реалистического пейзажа Саврасовым в живопись пришел "воздух".
"Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь", - говорил Саврасов. "Вид в окрестностях Москвы" еще сохраняет романтические мотивы: тщательно выписанный домик, фигурки людей. Зато небо другое: "саврасовский" час после захода солнца, когда царит мягкий свет, скрывающий несовершенства.
Все, что писал Саврасов, мгновенно раскупали. "Грачей" первым купил Павел Третьяков, опередив императрицу Марию Александровну, ей досталась копия. Работа написана в 1871 году, в тяжелый для художника период, когда он терял детей - ни одна из дочерей Саврасова не дожила до совершеннолетия.
От депрессии и запоя его спас Третьяков - оплатил поездку по Волге. Возле Костромы художник нашел село Молвитино (нынешнее Сусанино), богатую деревеньку с 3000 жителей, фабрикой по производству головных уборов и гостиницей "Париж". Но Саврасову была интересна другая сторона ее жизни - он изобразил Воскресенскую церковь и просыпающуюся от зимнего сна природу. Эта картина для Саврасова будто "терапевтическая": он писал ее, пытаясь исцелиться от незаживающих душевных ран.
Саврасов создавал и городские пейзажи - ведуты. Один из них посвящен коронации Александра III. Художник изобразил словно пылающий Кремль - пышное многолюдное торжество, ликующая столица. Свидетели события помнят, что только на украшение храма Василия Блаженного ушло 3500 лампочек Эдисона.
Саврасов - художник, который все делал впервые. Впервые писал зиму. Впервые написал весну - свое любимое время года, применив, тоже впервые, киношную перспективу: передний план четкий, задний размытый. Впервые написал и диск солнца.
На работы Саврасова смотреть нужно долго - он, как режиссер, управляет нашим взглядом. Сначала мы видим очаровательный домик с окном, в котором виднеется ваза с ландышами. Потом замечаем кур во дворе. А после видим на крыше дома тень от церкви, и, подняв глаза к небу, замечаем его перламутровый оттенок. Критики и художники долго спорили, к чему отнести полотно - к пейзажу или жанровой картине. Надо сказать, что пейзажисты до Саврасова были не в чести, почти второй сорт - ведь на их картинах нет никакого социального посыла. Зато с приходом в живопись Алексея Кондратьевича все изменилось.
Название "Саврасов и тишина" не случайно. Оно будто настраивает на медленное всматривание в работы мастера, которые проиллюстрированы, к примеру, видеоартом Александры Митлянской "Остров птиц": 28 минут единения с природой, благодаря которым легко найти внутреннюю тишину.
Выставка открыта до 31 мая 2026 года. Музей "Новый Иерусалим" находится в Московской области, в городе Истре: Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.