Пять картин Саврасова, за которыми нужно ехать в "Новый Иерусалим"

В "Новом Иерусалиме" проходит выставка "Саврасов и тишина"
В "Новый Иерусалим" грачи прилетели. Буквально - возле входа поселились деревянные грачи Николая Полисского, которые некогда выставлялись в Третьяковской галерее и на Венецианской биеннале. В истринском музее открылась выставка "Саврасов и тишина" - 35 работ мастера русского лирического пейзажа в окружении более 30 произведений учеников и последователей - Архипа Куинджи, Аполлинария Васнецова, Андрея Мыльникова, Георгия Нисского. "РГ" выяснила, почему музей "Новый Иерусалим" - важная точка новогоднего маршрута.
В истринском музее торжествует пейзаж - не романтически гламурный, а "саврасовский", прозрачный.
В истринском музее торжествует пейзаж - не романтически гламурный, а "саврасовский", прозрачный. / Пресс-служба музея Новый Иерусалим

"Вид в окрестностях Москвы"

Увертюрой к выставке стало полотно "Вид в окрестностях Москвы с усадьбой", написанное в 19 лет. В 24 года Саврасов стал уже академиком Академии художеств. До него пейзаж был вдохновлен романтизмом и четко прорисован, будто картинка в глянцевом журнале. С основоположником реалистического пейзажа Саврасовым в живопись пришел "воздух".

"Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь", - говорил Саврасов. "Вид в окрестностях Москвы" еще сохраняет романтические мотивы: тщательно выписанный домик, фигурки людей. Зато небо другое: "саврасовский" час после захода солнца, когда царит мягкий свет, скрывающий несовершенства.

"Грачи прилетели"

Все, что писал Саврасов, мгновенно раскупали. "Грачей" первым купил Павел Третьяков, опередив императрицу Марию Александровну, ей досталась копия. Работа написана в 1871 году, в тяжелый для художника период, когда он терял детей - ни одна из дочерей Саврасова не дожила до совершеннолетия.

От депрессии и запоя его спас Третьяков - оплатил поездку по Волге. Возле Костромы художник нашел село Молвитино (нынешнее Сусанино), богатую деревеньку с 3000 жителей, фабрикой по производству головных уборов и гостиницей "Париж". Но Саврасову была интересна другая сторона ее жизни - он изобразил Воскресенскую церковь и просыпающуюся от зимнего сна природу. Эта картина для Саврасова будто "терапевтическая": он писал ее, пытаясь исцелиться от незаживающих душевных ран.

Саврасов - художник, который все делал впервые. Впервые писал зиму. Впервые написал весну, диск солнца и воздух

"Иллюминация в Кремле"

Саврасов создавал и городские пейзажи - ведуты. Один из них посвящен коронации Александра III. Художник изобразил словно пылающий Кремль - пышное многолюдное торжество, ликующая столица. Свидетели события помнят, что только на украшение храма Василия Блаженного ушло 3500 лампочек Эдисона.

"Закат"

Саврасов - художник, который все делал впервые. Впервые писал зиму. Впервые написал весну - свое любимое время года, применив, тоже впервые, киношную перспективу: передний план четкий, задний размытый. Впервые написал и диск солнца.

"Домик в провинции. Весна"

На работы Саврасова смотреть нужно долго - он, как режиссер, управляет нашим взглядом. Сначала мы видим очаровательный домик с окном, в котором виднеется ваза с ландышами. Потом замечаем кур во дворе. А после видим на крыше дома тень от церкви, и, подняв глаза к небу, замечаем его перламутровый оттенок. Критики и художники долго спорили, к чему отнести полотно - к пейзажу или жанровой картине. Надо сказать, что пейзажисты до Саврасова были не в чести, почти второй сорт - ведь на их картинах нет никакого социального посыла. Зато с приходом в живопись Алексея Кондратьевича все изменилось.

Кстати

Название "Саврасов и тишина" не случайно. Оно будто настраивает на медленное всматривание в работы мастера, которые проиллюстрированы, к примеру, видеоартом Александры Митлянской "Остров птиц": 28 минут единения с природой, благодаря которым легко найти внутреннюю тишину.

Выставка открыта до 31 мая 2026 года. Музей "Новый Иерусалим" находится в Московской области, в городе Истре: Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.