
Ключевым фактором выбора отеля остаются базовые параметры: локация, цена, комфорт номера, ощущение безопасности. Однако когда эти критерии совпадают, дополнительные сервисы становятся решающим аргументом при бронировании, рассказывает эксперт Российского союза туриндустрии (РСТ), директор по маркетингу сети "3А Отель" Елена Ладышева.
"Мы наблюдаем четкую тенденцию: для современного путешественника, особенно из поколений Y и Z, отель - это не просто место для ночлега, а часть впечатлений от поездки. Наличие продуманных дополнительных услуг свидетельствует в первую очередь об уровне заботы о госте", - отмечает Ладышева.
Как говорит Ладышева, самыми востребованными услугами среди туристов остаются трансфер (особенно с детскими креслами), помощь в организации индивидуальных экскурсий или аренде автомобиля, помощь в бронировании столиков в топовые рестораны, билетов на мероприятия, организации различных активностей (походы, йога, водные виды спорта), а также стабильный и быстрый Wi-Fi, возможность бесконтактного заселения и управления услугами через приложение.
"Это уже не роскошь, а ожидаемый стандарт ближайшего будущего. На рынок потребления выходит поколение, "родившееся со смартфоном в руках", для которого виртуальное общение является базовой коммуникацией", - отмечает она.
В консалтинговой компании NF GROUP изучили перспективные российские курортные проекты и пришли к выводу, что самыми распространенными услугами там стали консьерж-сервис, клининг апартаментов, химчистка и рум-сервис, которые и так часто встречаются на рынке.
Как отметили в компании, несмотря на то что консьерж-сервис закрывает большую часть бытовых вопросов постояльцев, в пик нагрузок появляются сложности. Поэтому появился батлер-сервис. Это личный помощник, который может выполнять все поручения: от бронирования экскурсий до тайм-менеджмента личного графика постояльца.
"Трендом последних лет является персонализация - поиск индивидуальных решений для каждого резидента: например с помощью организации батлер-сервиса. Чаще подобные услуги можно найти в элитных объектах, что дополнительно подчеркивает их высокий класс. Таким образом, курортная недвижимость по факту становится аналогом проживания в гостинице, с широким набором услуг и сервисов, но в более домашней и комфортной атмосфере", - рассказала партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF GROUP Ольга Широкова.
Но спрос на услуги меняется в зависимости от аудитории. Для людей, которые ездят в командировки, более актуален гибкий график заезда и выезда. По словам гендиректора гостиничного оператора "25/7" Марии Онучиной, для лояльных гостей такая услуга предоставляется бесплатно, и это напрямую влияет на выбор отеля.
"Мы наблюдаем растущий спрос на услуги, связанные с возможностью приготовления еды в номере. Это не только о мини-кухне, но и о предоставлении простой кухонной утвари. Например, гости запрашивают кухонные весы, чтобы точно считать калории и БЖУ. Тренд на здоровое питание и осознанный образ жизни делает эту опцию очень востребованной", - говорит она.
Также на средствах размещения отражается и всероссийский тренд на автотуризм. По прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2025 года доля автотуристов в России может вырасти с 40% до 43%. Соответственно, растет спрос на парковку.
"Необычным стало появление valet-паркинга, который предусматривает услугу по парковке и вывозу автомобиля специальным водителем. Помимо отдельных привилегий для автовладельцев, в курортных проектах стали появляться услуги по внутреннему трансферу на электрокарах, что стало наиболее эксклюзивной услугой", - отметили в компании.
Также в ряде проектов предусмотрены услуги "бэби-ситтеров" - специалистов, которые присмотрят за детьми в случае необходимости. Гендиректор компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили говорит, что такая услуга может стать конкурентным преимуществом при условии, что инфраструктура отеля предполагает комфортное размещение семей с детьми. Речь идет о полноценном дополнительном месте, площади номера, детском меню, подарках и различных активностях.
Более того, некоторые средства размещения оказывают услуги по присмотру за домашними животными. В NF GROUP рассказывают и о более редких услугах, например, можно получить консультации по индивидуальному тренировочному плану, где-то есть отдельный медицинский консьерж, который поможет постояльцам в выборе оздоровительных процедур. Можно заказать услуги индивидуального повара, который приготовит любое блюдо, или в рамках праздника можно заказать повара, который превратит готовку в иммерсивный спектакль по технике теппаньяки (японский стиль готовки на горячей металлической плите).
Как отмечает Ладышева, в ближайшие пять-десять лет отели будут и дальше уходить в предоставление персонализированного продукта. Они будут получать данные о предпочтениях гостя для автоматического предложения услуг - от любимой подушки и напитка в мини-баре до рекомендаций маршрутов. Также средства размещения будут адаптироваться под другой тренд - цифровых кочевников и бизнес-туристов. Для них будут создаваться рабочие пространства, оказываться услуги по организации встреч, а также предоставляться почтово-логистический сервис для получения посылок.
Эксперт отметила, что востребованы будут средства размещения, которые продвигают экологичность: отказ от пластика, участие в локальных экологических инициативах, блюда из продукции от местных фермеров.
"Будущее за отелями, которые умеют "считывать" контекст путешествия своего гостя - будь то деловая поездка, романтический уик-энд или семейный отпуск - и через дополнительные услуги бесшовно интегрироваться в этот контекст, делая пребывание максимально комфортным и осмысленным", - отмечает она.