В российских регионах осваивают программу "Развивающая среда"

Несколько лет в регионах России работает программа развития личностного потенциала. С ее помощью школы и детские сады преобразуют образовательную среду так, чтобы любой ребенок мог максимально реализовать свои способности.
Программа развития личностного потенциала за последние несколько лет была успешно запущена в 30 субъектах Российской Федерации.
Программа развития личностного потенциала за последние несколько лет была успешно запущена в 30 субъектах Российской Федерации. / Фонд "Вклад в будущее"

Программа "Развивающая среда", созданная Благотворительным фондом "Вклад в будущее", была запущена в 30 субъектах РФ. Для этого фонд заключил соглашения с региональными министерствами образования. Педагоги и руководители школ и детских садов прошли специальное обучение, чтобы затем создать необходимые условия для раскрытия потенциала учеников.

Творческая среда

В Волгоградской области программа по развитию личностного потенциала стартовала в 2020 году. На первом этапе представители фонда совместно с партнерами (МГПУ, НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова) провели обучение управленческих команд и педагогов из десяти школ и четырех детских садов региона.

Параллельно начала формироваться региональная обучающая и сопровождающая команда (РОСК), в которую вошли сотрудники Волгоградской государственной академии последипломного образования. Члены команды знакомили педагогов с учебными материалами, сопровождали проекты создания личностно-развивающей среды.

Всего в программе приняли участие 73 школы и 4 детских сада. В общей сложности через нее прошли 2860 детей, около 900 педагогов, а также 305 руководителей образовательных организаций.

Для обмена опытом педагоги создают профессиональные обучающиеся сообщества

Совместными усилиями получилось изменить культуру взаимодействия учителей, учеников и родителей, сделав ее более творческой. Показателем позитивных изменений стало, например, возникновение различных сообществ, работа в команде. Так, в детском саду № 45 города Волжский было создано детско-родительское сообщество "Мы вместе", организована работа Совета отцов. Взрослые вместе с детьми выполняют задания по программе, участвуют в проектах, конкурсах. А родители воспитанников детского сада № 367 города Волгограда проводят круглые столы, дни открытых дверей и праздники.

Программа создает благоприятные условия развития и для педагогов. В Волгоградской области 820 учителей и воспитателей повысили свою квалификацию и продолжают обучаться прямо на рабочем месте. Например, в одном из детских садов работает "Школа молодого педагога", проводится постоянно действующий семинар по программе социально-эмоционального развития детей. В 2023 году сотрудники детсада представили свой опыт на городском педагогическом форуме.

Об успехах учителей говорят их результаты на различных конкурсах. Два педагога стали финалистами I и II Всероссийского фестиваля "Через чтение к развитию личности".

Культура сотрудничества

Иркутская область присоединилась к программе по развитию личностного потенциала в 2021 году. За время работы она охватила 25,7 тысячи детей и более одной тысячи педагогов. В мероприятиях программы участвовали 67 школ и 19 детских садов. Примечательно, что большинство из них расположены не в областной столице, 40 - в деревнях и селах, 35 - в небольших городах и райцентрах.

"По сути, мы дали старт инновационным проектам, способствующим профессиональному и личностному развитию педагогического сообщества, что несомненно влияет на рост качества образования", - отметил исполняющий обязанности министра образования Иркутской области Максим Парфенов.

Прошедшие обучение по программе педагоги помогают улучшать образовательную среду. К примеру, в средней школе № 1 города Усть-Илимска, по словам руководства, идет изменение акцентов в сторону развития сотрудничества среди участников образовательного процесса.

25,7 тысячи детей охватила программа развития личностного потенциала в Иркутской области

В детских садах и школах появились новые занятия, проекты. Так, педагоги детского сада № 18 "Дюймовочка" города Усть-Илимска проводят занятия по эмоциональному развитию, семейные чтения "на чердаке", дни детского самоуправления, встречи с выпускниками. В школе № 5 города Черемхово родители участвуют в программах выходного дня и проводят мастер-классы для учеников и педагогов.

Важное направление работы программы - создание профессиональных обучающихся сообществ (ПОС), в которых воспитатели, учителя и управленцы вместе планируют мероприятия, создают и реализуют новые проекты. К примеру, педагоги средней школы деревни Владимировка Тулунского района Иркутской области в своем сообществе делятся опытом использования блочно-модульного конструктора (инструмент проектирования образовательных событий). Уроки на основе БМК записываются на видео, а затем анализируются.

Работа по программе "Развивающая среда" в Иркутской области продолжается. Уже подписано соглашение до 2027 года.

Принципы общения

В Республике Алтай программа "Развивающая среда" заработала также в 2021 году. В ней приняли участие 34 школы и 32 детских сада. Было задействовано 4717 детей, более 500 педагогов и наставников.

"Эта программа привнесла множество инноваций в школы и детские сады Республики Алтай, став катализатором изменений в образовательной среде. Несмотря на маленький регион, у всех образовательных организаций была возможность заявить о себе", - отмечает завкафедрой воспитания и управления образованием "Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай" Яна Мандина.

Образовательная среда участвующих в программе школ и детских садов стала более разнообразной. Например, воспитанники детского сада "Ручеек" села Майма занимаются в творческих мастерских, озвучивают сказки в мультстудии, становятся героями выпусков телестудии "Ручеек-ТВ". "Дети стали больше проявлять инициативу, стали менее зависимы от интернет-игр, улучшились отношения и сотрудничество в группе и семьях воспитанников", - делится один из педагогов детского сада.

Четырем образовательным организациям региона, которые добились значительных результатов в создании развивающей среды, в 2022-2025 годах был присвоен статус "Центр развития личностного потенциала" (ЦРЛП). Один из них - Ябоганский детский сад "Сказка". Как отметила его заведующая Айана Иванова, у каждого ребенка, да и у взрослого человека должна быть возможность выбора и достижения цели, и важно создать для этого условия.

Почти в 70 процентах школ и детских садов, участвующих в программе в Республике Алтай, были созданы различные сообщества. Так, в детском саду "Веселый городок" села Онгудай появился детско-родительский клуб "Твори добро" с насыщенной программой, которую придумывают родители и педагоги. А участники клуба детсада "Березка" села Иогач организуют совместный досуг: разнообразные мастерские, активные занятия.

Реализация программы "Развивающая среда" в регионах продолжается. Она становится более гибкой и ориентированной на решение прикладных задач, стоящих перед школами и детскими садами. А также на дальнейшее содействие в реализации государственной политики в сфере образования.