Каковы основные трудности для российских экспортеров в текущих условиях

Совет ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности совместно с Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом провел опрос предпринимателей: какие проблемы они видят в осуществлении экспортных операций.

На первом месте - проведение трансграничных платежей, на втором - сложности в связи с опасением контрагентов попасть под вторичные санкции. На третьем - логистика.

По большому счету проблемы с проведением расчетов нет, вопрос в выборе надежного платежного агента. Сегодняшние ограничения таковы, что за этот сервис приходится платить. Раньше мы за данные операции отдавали незначительные суммы, сейчас, к сожалению, прежние тарифы недоступны, но мы фиксируем снижение ставок: если в 2024 году это было от трех до пяти-семи процентов, то сегодня, в зависимости от сумм перевода, - от 0,75 до трех процентов. Кредитные учреждения также с готовностью предлагают проведение платежей через дружественные партнерские каналы. Формат традиционных корреспондентских межбанковских отношений остается одним из приоритетных как наиболее простой и понятный для всех участников рынка.

Увеличилась доля расчетов в национальных валютах с использованием традиционных платежных механизмов. В целом движение положительное, но сохраняется ряд проблем. Возросла концентрация экспортных поставок на ограниченную группу внешнеторговых партнеров. Мы и раньше говорили об этой зависимости и необходимости расширения географии экспорта. Эта задача весьма актуальна и сегодня: доминирование одного или двух внешнеторговых партнеров ведет к зависимости от их внешнеэкономической политики или кризисных изменений в их экономике. Кроме того, это означает возрастание переговорного ресурса наших партнеров, нам становится сложнее отстаивать свои интересы.

В условиях сохраняющейся ситуации с платежами фиксируем, что большая часть профицита торгового баланса образуется в торговле со странами с неконвертируемыми или ограниченно конвертируемыми валютами.

На внутреннем рынке растут расходы, влияющие на себестоимость производства и экспорта промышленной продукции. Прежде всего это рост цен на первичные ресурсы, что чувствительно сказывается на производстве товаров с высокой степенью переработки. Регулярно повышаются тарифы на транспортные услуги. Все вместе это составляет набор проблем, которые нельзя не принимать во внимание.

Если говорить о состоянии и перспективах экспорта Приморья и других субъектов ДФО, переориентация на рынки дружественных и нейтральных стран в основном завершена. Возросла роль во внешней торговле стран БРИКС, ШОС и АСЕАН.

Есть успехи в выстраивании новых логистических маршрутов. В середине 2022 года транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию Владивосток - Хайфон - Хошимин (Вьетнам). В настоящее время на линии работают три контейнеровоза, частота отправок во Вьетнам увеличилась с ежемесячных до еженедельных.

В конце 2023 года запущен морской контейнерный сервис между Владивостоком и портом Читтагонг (Бангладеш), доставка грузов осуществляется через трансшипмент в Шанхае.

В 2025 году FESCO расширила географию логистических решений в Юго-Восточной Азии: начались интермодальные контейнерные перевозки между Лаосом и Россией через вьетнамский порт Дананг. В повестке дня восстановление международной регулярной судоходной линии Ченнаи (бывший Мадрас) - Владивосток, которая достаточно активно работала в советское время. Мы перехватываем инициативу в управлении логистическими структурами и не отдаем эту сферу азиатским партнерам.

Для освоения перспективных рынков и увеличения спроса на российские товары в рамках обновленного нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" c начала 2025 года реализуется проект "Создание зарубежной инфраструктуры". По нему запланированы инвестиции в 26 "опорных стран" - государства БРИКС, страны СНГ, а также Пакистан, Турцию, Египет (в экономической зоне Суэцкого канала), ОАЭ.

Для поддержания уровня экспортной выручки и профицита торгового баланса необходимо увеличивать объемы поставок, диверсифицировать экспорт и повышать степень переработки продукции для перехода в более высокие ценовые ниши

Есть и другие возможности для наращивания внешнеэкономической активности. Например, в граничащей с нами провинцией Китая функционирует экспериментальная зона свободной торговли "Хэйлунцзян" - самая северная в КНР. В ее составе три участка: зона Харбина - высокотехнологичное производство и современные отрасли услуг, зоны Хэйхэ и Суйфэньхэ - трансграничная переработка и логистика. Для российских резидентов действует набор льгот и положение об "индивидуальном подходе", которое означает, что преференциальные условия могут быть согласованы отдельно для крупных проектов. На этих участках возможно размещать российские предприятия по выпуску высокотехнологичной продукции либо по переработке первичных ресурсов. Речь идет о локализации российского производства с дальнейшим выходом на рынки АТР.

Помимо санкционных проблем, в мировой экономике идет глобальное замедление, темпы торговли падают быстрее изменения ВВП. Мировые цены складываются для нас неблагоприятным образом, что означает ухудшение индекса условий торговли. Для поддержания уровня экспортной выручки и профицита торгового баланса необходимо увеличивать физические объемы поставок, диверсифицировать экспорт и ускоренно двигаться по пути повышения степени переработки продукции для перехода в более высокие ценовые ниши.

Треть опрошенных предпринимателей заявила о дефиците специалистов в сфере ВЭД, так как изменившиеся условия требуют профессионалов нового уровня. Государством принята Комплексная программа подготовки кадров для сферы внешнеэкономической деятельности до 2030 года, основная роль отведена Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ.

Среди наиболее востребованных мер помощи - льготное кредитование, программы поддержки выхода на новые рынки, несмотря на то что в целом переориентация на альтернативные рынки произошла. Востребованность данной меры оказалась выше, чем экспортные транспортные субсидии, хотя это, как правило, основной лейтмотив экспортеров. Проблема адаптации на новых альтернативных рынках сохраняется. Во-первых, потому что там высокая конкуренция с другими странами. Во-вторых, в условиях института вторичных санкций на этих рынках тоже изменились требования, и экспортеры должны находить новые форматы и возможности.

Российский экспорт проходит период кардинальной перестройки, у дальневосточных регионов есть значительный потенциал, который необходимо стремиться реализовать.