Команда Уральской индустриальной биеннале посвятила новый проект ученому-биологу

…Вы входите в комнату и погружаетесь в полутьму и абсолютную тишину. Убранство аскетично: кровать, полки, стол, повсюду ящики, будто кто-то готовится к переезду. Потом вы замечаете, что все предметы покрыты сплошным ковром из крохотных шариков на высоких тонких металлических стеблях, которые всепобеждающе проросли сквозь материю, не разбирая, где дерево, ткань или металл. И вдруг эти 15 тысяч шариков, словно инопланетные цветы, начинают загадочно мерцать, оттенки меняются, озадачивая и завораживая одновременно.
Предметы в странной комнате - вещи из лаборатории Тимофеева-Ресовского, подвергшиеся то ли биологическому зарастанию, то ли влиянию остаточной радиации.
Предметы в странной комнате - вещи из лаборатории Тимофеева-Ресовского, подвергшиеся то ли биологическому зарастанию, то ли влиянию остаточной радиации. / Татьяна Андреева/РГ

Вы оказались внутри тотальной инсталляции "Биостанция" художника Серея Деникина, посвященной ученому Николаю Тимофееву-Ресовскому. Это второй проект арт-резиденций 2025 года, представленный в Миассе Уральской индустриальной биеннале.

Напомним: с 2010 года Уральская биеннале - одно из крупнейших в России событий в сфере современной культуры. На первых порах ее команда организовывала выставки, заставляющие темпераментно рассуждать об искусстве даже тех, кто от него принципиально далек. Но в последнее время основным форматом стали арт-резиденции - куда более действенный способ выстроить диалог со зрителями.

- Художник приезжает в город или поселок, живет в нем несколько недель, получает возможность узнать специфику территории изнутри, познакомиться с жителями и сообществами, провести исследования и изучить архивы, - говорит исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале Анна Пьянкова. - Итоговая работа - спектакль, выставка, тотальная инсталляция - всегда является сайт-специфичной, то есть сделанной специально для определенного пространства с присущим ему уникальным контекстом. Нам важно, чтобы арт-объект оставался в городе, помогал изменять его культурный ландшафт и служил стимулом для развития.

В общем, кто куда перед новогодними праздниками, а мы отправились на Южный Урал - мне очень захотелось поделиться с друзьями этой "сайт-специфичной" историей, которая заканчивается в той странной комнате, а начинается в середине 50-х годов, когда на биостанции "Миассово" работал Николай Тимофеев-Ресовский - биолог с мировым именем, один из основоположников радиационной генетики, исследовавший воздействие радиации на живые организмы. Это о нем написал свой знаменитый роман "Зубр" Даниил Гранин. Предметы, использованные при создании арт-объекта, - реальные вещи из лаборатории Тимофеева-Ресовского, подвергшиеся, по замыслу автора, то ли биологическому зарастанию, то ли влиянию остаточной радиации. Доступ к настоящей биостанции закрыт, поскольку она находится в Ильменском заповеднике, в особо охраняемой природной зоне. Но инсталляция предлагает один из возможных способов музеефикации и сохранения памяти о лаборатории, ученых и их работе - такой вот серьезный подход у актуального искусства, а ведь многие по незнанию считают его бессодержательным.

Проект "Биостанция" привлекает внимание не только к личности блестящего ученого. Он как камень, брошенный в воду, вызывает круги, вовлекая людей в свой контекст. В Центр геологии, минералогии и науки Ильменского заповедника уже потянулись экскурсии из Екатеринбурга и Челябинска. В огромных музейных залах сегодня шумно и многолюдно: режиссер Ксения Потапова поставила здесь спектакль-променад "Большая прогулка в маленьком Миассово". И школяры, открыв рот, слушают, как Тимофеев-Ресовский щеголял в любимых "пифагоровых штанах", устраивал для коллег "научные трёпы" и проводил заседания в водах озера, утверждая, что "наука - баба веселая и паучьей серьезности не терпит"… Мне кажется, весомое дополнение к материалам ЕГЭ по биологии.

Арт-резиденция еще и отличный повод открыть для себя Миасс, состоящий из трех совершенно разных по характеру и облику частей, с потрясающим озером Тургояк, купеческими особняками и конструктивистскими зданиями, милыми музеями и любимой горожанами пельменной, которая сама почти музей, душевными (именно так) скульптурами и вполне комфортными отелями. Неудивительно, что местные власти быстро нашли общий язык с художниками и искусствоведами.

- Мы рады, что серия арт-резиденций, посвященная НИИ, началась с Миасса, - говорит замглавы города по экономическому развитию и инвестициям Елена Пономарева. - Этот проект - шанс увидеть знакомые места свежим взглядом, уникальная практика настоящего сотрудничества между креативными индустриями, учеными, властью и горожанами.

Кстати, такой шанс команда биеннале дала, например, поселку Сокол недалеко от Каслей, где в 2021 году запустили проект "Звенящий след". С тех пор, по словам генерального продюсера программы арт-резиденций Уральской биеннале Анны Акимовой, Сокол продолжает развиваться как туристическое направление. Кроме того, подготовлены два сценария дальнейшего взаимодействия с пространством: инвестиционный план и программа консервации.

В 2024-2025 годах арт-резиденции появились в четырех городах и поселках Свердловской и Челябинской областей. А в минувшем октябре открылся арт-индустриальный маршрут в Асбест и Рефтинский. В 2026-м художники будут работать в Магнитогорске и поселке Пороги под Саткой - Урал хранит немало интереснейших сюжетов.