Новые возможности Иртыша

Омский губернатор предложил разработать международную программу России, Казахстана и Китая по развитию общей реки
Губернатор Омской области Виталий Хоценко принял участие в заседании Совета глав субъектов РФ при МИД России под председательством министра иностранных дел Сергея Лаврова. В рамках обсуждения вопросов международного и межрегионального сотрудничества глава региона выступил с предложениями по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и формированию международного коридора "Россия - Казахстан - Китай" с выходом на Северный морской путь.
На Совете глав регионов Виталий Хоценко (справа) подчеркнул важность вывода темы развития Иртыша на межгосударственный уровень
На Совете глав регионов Виталий Хоценко (справа) подчеркнул важность вывода темы развития Иртыша на межгосударственный уровень / Правительство Омской области

Иртыш в связке с Обью формирует естественный транспортный канал, способный связать Центральную Азию, внутренние регионы Китая и Арктическую зону России в единую систему "река - море". Развитие данного направления позволит дополнить существующие сухопутные маршруты, увеличить объемы грузоперевозок и сократить издержки.

Между тем в настоящее время потенциал реки используется слабо. В год по Иртышу перевозится порядка четырехсот тысяч тонн грузов, тогда как в советский период объемы превышали тринадцать миллионов тонн. Для раскрытия неис-пользованных возможностей требуется комплексное решение инфраструктурных задач, включая работы по дноуглублению, модернизацию портов и причалов, а также развитие судоходства.

По словам Виталия Хоценко, Омская область не стоит на месте и уже ведет активную работу с зарубежными партнерами. Летом текущего года состоялась экспедиция по регионам Республики Казахстан, расположенным на Иртыше, в рамках которой обсуждались перспективы взаимодействия с представителями органов власти и делового сообщества. В 2026 году планируется продолжить работу в КНР, а также провести специализированный форум в Павлодарской области (РК), посвященный вопросам совместного использования потенциала реки.

Глава региона подчеркнул важность вывода данной темы на межгосударственный уровень и обозначил целесообразность формирования совместной программы России, Казахстана и Китая. Реализация такого подхода, по его мнению, способна укрепить евразийские транспортно-логистические связи. А коридор "Иртыш - Обь - Северный морской путь" может открыть новые перспективы в развитии международных транспортных возможностей.

В ХХ веке Иртыш был важнейшей транспортной артерией региона

Кстати, накануне заседания совета в Омске прошел международный туристско-транспортный форум, который тоже сосредоточился на этой теме, объединив специалистов России, Казахстана и Китая. Площадка собрала руководителей приграничных территорий, экспертов, представителей отраслевых ведомств и бизнеса. Участники обсудили текущее состояние грузоперевозок, проекты по расчистке русла, возможности увеличения транзита.

Специалисты напомнили, что в прошлом веке Иртыш являлся одной из важнейших транспортных артерий Западной Сибири и Казахстана. Речное судоходство на протяжении долгих лет выступало в качестве основного, а в ряде случаев было единственной возможностью доставить грузы в отдаленные северные территории.

Теперь все выглядит иначе. Основная перевозка осуществляется главным образом по сухопутным магистралям, и уже наблюдается критическая перегрузка имеющихся видов транспорта. При этом Иртыш в сравнении с советским периодом задействован в процессе только на двадцать процентов. По мнению специалистов, возрождение и развитие водной артерии не только поможет избежать транспортного коллапса, но и способно обеспечить качественный прорыв в системе перевозок.

Впрочем, за последние десятилетия характер Иртыша, прежде полноводного, сильно изменился. Даже в Казахстане, несмотря на наличие плотин, можно сесть на мель, и местные власти нацелены исправить ситуацию. Китайской стороне проект судоходства тоже может быть интересен: марш-рут от КНР до Северного морского пути по Иртышу - самый короткий и экономичный.

Эксперты сходятся во мнении, что работать над инженерными решениями нужно сообща, с участием трех стран и учитывая интересы каждой.

"Совместно мы можем вернуть реке ее транзитную мощь, расширить логистику и создать новый международный транспортный коридор. Это откроет дополнительные возможности для экономики трех стран", - считает Виталий Хоценко.

Резолюция омской международной конференции ляжет в основу подготовки программы XXII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске осенью 2026 года.