В 2000-х годах Ячменев во время командировок дважды получил минно-взрывные травмы, после чего не смог продолжать службу в органах МВД по состоянию здоровья. В соответствии с действовавшим на тот момент Законом "О милиции" ему была выплачена компенсация, но отказано в компенсации по ФЗ "О противодействии терроризму". А в 2019 году КС РФ постановил, что если пострадавший имеет право на выплату по нескольким основаниям, то заставлять его делать выбор неконституционно. Правовая позиция высшей юридической инстанции страны позволила пересмотреть решение по делу Ячменева, причем суммы за первое и второе ранения ему были проиндексированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.
Однако судьи кассационной инстанции, проанализировав природу выплат по закону о терроризме, пришли к выводу, что индексации они не подлежат, поскольку сами суммы индексации представляют собой не выплату в возмещение вреда, а денежную компенсацию. Поэтому из уже выплаченных 365 тысяч рублей Ячменеву надлежит вернуть 290 тысяч: применен поворот судебного решения, предусмотренный статьей 443 ГПК РФ.
По мнению заявителя, такое разделение самой выплаты и суммы ее индексации во времени, когда последнюю рассматривают как самостоятельное требование, не производное от возмещения вреда здоровью, а следовательно, допускающее ее взыскание при повороте служебного решения, нарушает конституционное право на охрану здоровья и социальную поддержку. Судьи КС, изучив материалы дела, с неконституционностью нормы не согласились, однако для правоприменительной практики дали оспоренной норме исчерпывающее толкование.
В основу позиции по делу Ячменева лег целый ряд прежних решений КС РФ, в которых, в частности, отмечалось, что служба в органах внутренних дел - это осуществление конституционно значимых функций в интересах граждан и государства, потому государство берет на себя повышенные социальные гарантии в отношении сотрудников. Кроме того, КС неоднократно отмечал, что поворот решения суда по делам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, допускается только в случаях, когда решение об отмене принято вследствие того, что истец пытался ввести суд в заблуждение. Наконец, согласно статье 75 (часть 7) Конституции РФ в России в соответствии с федеральным законом гарантируется индексация социальных пособий и иных социальных выплат. По своему буквальному смыслу это конституционное положение означает, что все социальные пособия и выплаты, установленные в системе социальной защиты, подлежат антиинфляционной защите.
- Индексация, являясь инструментом, позволяющим адаптировать любую выплату к изменившимся в связи с ростом потребительских цен жизненным обстоятельствам, не приводит к выплате гражданину каких-либо сумм, имеющих особую правовую природу, а лишь увеличивает размер выплаты, на которую он имел право до того, как возникла необходимость ее защиты от инфляционных процессов, - указал КС.