
Офицеры Остап, Петрович и Кит - командиры взводов минометной батареи, которая считается лучшей в дивизии. Все трое с первого дня на СВО. К самыми жаркими своим боям парни относят штурм Новомихайловки в ДНР, где за вечер выпускали до 150 снарядов, а также взятие Любимовки в Курской области, на подступах к которой было голое поле без всякой растительности. Ну а самым важным они считают, конечно же, те события, которые происходят здесь и сейчас: их 55-я дивизия совместно с другими подразделениями группировки "Центр" отодвигает противника к важному логистическому центру Доброполью, одновременно блокируя крупный гарнизон ВСУ в Димитрове (Мирнограде).
"Линия обороны здесь серьезная, видать, готовили ее давно, - рассказывает Остап. - Здесь присутствуют и танковые рвы, и колючая проволока, и все вокруг заминировано. А блиндажи - просто самые натуральные доты. Настоящие долговременные фортификационные сооружения из бетона. Мы это все преодолеваем и идем дальше. Продвигаемся неспешно и обстоятельно, чтобы не терять личный состав".
Все трое моих собеседников получили свои офицерские звание в ходе спецоперации. Хотя возраст и артиллерийский опыт разный. Петровичу и Остапу - за сорок. Петрович на военной службе со срочки - с 2003 года. Остап на контракте в бригаде - с 2013-го. А Киту всего 24 года, то есть воюет он с 20 лет. Четыре дня назад, на момент моей встречи с ними, парни вместе со своими подразделениями вернулись с боевого задания, на котором пробыли безвылазно два месяца. Короткий двухнедельный отдых - и вновь на передок.
Минометчики перемещаются между огневыми точками на машинах в непосредственной близости от вражеских позиций. Там, где такой возможности нет, - катят орудие на специальных тележках или переносят вручную. Это позволяет наносить внезапные удары по противнику осколочными минами, но и риски самим попасть под огонь значительно возрастают. Как только произведут выстрел - тут же меняют позицию, потому что высока вероятность получить ответку с вражеских позиций.

"Обычно мы работаем так: разбираем блиндажи и укрепы противника до тех пор, пока там никого не остается, - продолжает делиться минометной кухней Остап. - Наша мина тяжелая, даже если блиндаж покрывает бетонная плита, мы ее вскрываем. Это значит, что часть вэсэушников оказывается уничтожена, а другая часть отступает. Дальность стрельбы миномета составляет в среднем семь километров. Как только мы перестаем достреливать до противника из-за их отступления, мы оставляем свои прежние позиции и продвигаемся вперед, следом за отползающими ВСУ".
Остап - виртуоз минометной стрельбы, один из лучших минометчиков не только в дивизии и даже не только в Вооруженных силах РФ, но и во всем мире. Таких спецов нынче раз-два и обчелся. Незадолго до спецоперации он вместе с командой минометного расчета из 155-й бригады морской пехоты в составе сборной России участвовал в международном конкурсе "Мастера артиллерийского огня", где вместе со своими товарищами-морпехами занял первое место. Руководил группой наших минометчиков заместитель командира 155-й бригады по артиллерии полковник Леонид Башкардин, погибший в ходе освобождения Курской области. Остап называет его своим учителем в минометном деле и гением артиллерийского искусства.

Тяжело в ученье - легко в бою. Этим принципом для себя и своих подчиненных руководствовался полковник Башкардин еще на Дальнем Востоке. У того же Остапа за плечами 98 прыжков с парашютом, не считая высадок с боевых десантных кораблей. Десять из двенадцати месяцев парни тренировались на полигонах, будь то развертывание артиллерийского орудия к бою, сборка миномета или десантирование в труднодоступные места. Сейчас эти навыки передают молодому пополнению ученики Башкардина, в том числе такие опытные мастера, как Остап и Петрович.
"Команда минометного расчета обычно состоит из четырех человек - командира орудия, наводчика и два заряжающего, - в свою очередь делится кухней минометного дела Петрович. - Кроме того, как только у противника в массовом применении появились дроны, один человек из расчета назначается "смотрящим" за небом - он с ружьем и всегда готов отразить атаку "птичек". Также уделяем большое внимание маскировке орудий. Используем как маскировочные, так и обычные рыболовные сети, в которых запутываются жужжащие смертоносные "птицы".
Бородач Петрович - из Кемерова. Ко всему прочему мужчина еще и замполит батареи. Петрович - это его отчество, что говорит о том, что при выборе позывного особо не заморачивался. Попал в морпехи на Дальний Восток еще на срочку. Да так и остался в бригаде на контракте. Чем очень гордится: носить тельняшку и черный берет - большая честь, подчеркивает Петрович.

А под бронежилетом в специальном кармашке напротив сердца он носит иконку Божией Матери. Однажды на передке Петровичу крупно повезло. Прилетел вражеский снаряд, вошел в землю в десяти метрах от него и не взорвался. Мужчина дрожащей рукой перекрестил мгновенно вспотевший лоб и положил руку на сердце, прошептав слова благодарности.
Сегодня минометная батарея 55-й дивизии сосредоточена вдоль линии наступления на Доброполье. Минометные расчеты наносят огневое поражение подразделениям неонацистов, обнаруженным бригадной разведкой, от которых получают координаты цели.
А вот и очередная "депеша": в шести километрах обнаружен блиндаж с вэсэушниками. Разворачивается расчет орудия, 120-мм боеприпас с щелканьем заходит в канал ствола, наводится на цель. Командир, резко опустив поднятую руку, подает команду: "Орудие!". Подрыв вышибного заряда и полет мины по заданной траектории. Перезарядка орудия и корректировка огня занимают секунды, и тут же земля вздрагивает от повторного удара. Цель поражена.
Командовал расчетом лейтенант с позывным Кит - самый юный из троих офицеров, да что там - им он по возрасту годится в сыновья. Именно не украинский кот, а наш русский дальневосточный Кит. Он родом с Владивостока, потому и попал в 155-ю бригаду морской пехоты, которая дислоцируется неподалеку. А позывной такой не потому, что сам из Приморья, а просто мама в детстве так называла, - признается он. А на бронежилете шеврон с шутливой надписью "Мама велела надеть".

Парни рассказывают, как в прошлый Новый год решили поздравить небратьев с праздничком, а заодно и отомстить за злодеяния против мирного населения курского приграничья. Выехали к линии фронта, выключив фары и не взяв с собой связь, чтобы не засекли. Не заметили, как заехали за линию боевого соприкосновения, глубоко в тыл врага. К своему удивлению, уперлись прямо в искомый командно-наблюдательный пункт с веселящимися бандеровцами, расстреляли его из миномета в упор и вернулись назад.
"А с местными жителями общаетесь? Что они говорят?" - интересуюсь я у Кита.
"Да, общаемся, по возможности помогаем продовольствием, медикаментами. У них же бандеровцы все отбирали. Местные здесь однозначно за Россию и против Украины изначально, с 2014 года. Встречают нас буквально со слезами радости на глазах. Говорят: "Как долго мы вас ждали и вот наконец дождались". В этот момент особо остро понимаешь, для чего ты здесь… Все они считают себя русскими и таковые и есть".
Через десять дней Остап, Петрович и Кит вновь возвращаются на передовую. Они уверены, что через какой-то небольшой срок казавшееся неприступным Доброполье будет в наших руках, а там уже и освобождение всей ДНР неминуемо. И сделают это не дипломаты, а простой русский солдат.
